Чтобы убедить местных коммерсантов в блистательных возможностях, которые откроются перед всяким, решившим начать свое дело в Сакартвело, в Индии организована конференция "Инвестиции в Грузию", в которой примет участие и высокий правительственный гастролер. С приглашенными на нее дельцами он поделится волнительными тайнами инвестиционного климата Грузии.
Видимо, за время длительного забега по просторам азиатского континента Ника Гилаури несколько растратил запас своей легендарной обворожительности. Как иначе объяснить, что на помощь грузинскому премьеру спешит министр энергетики Александр Хетагури, который должен познакомить индийских партнеров с инвестиционными проектами грузинского правительства? Что готовит такой союз блистательных политиков из Сакартвело? В Тбилиси ожидают, что объединенные усилия двух государственных мужей выведут деловые отношения с Дели на новый уровень.
"Наша внешняя политика не ограничиваются отношениями с США и Европой. Правительство Грузии заинтересовано расширить бизнес-ареал, в особенности в таких странах, как Китай и Индия", - заявила сегодня на брифинге пресс-спикер президента Сакартвело Манана Манджгаладзе.
Долгое время Тбилиси не проявлял особого рвения в установлении экономических связей со странами Азии. Откуда вдруг такой поворот?
"Активность членов грузинского правительства на Востоке понятна. Они пытаются, после долгой череды поражений на западном направлении, многих безуспешных попыток привлечь цивилизованный западный капитал, как-то изменить вектор своей активности. Вот они и пошли в поход на Азию", - размышляет над этой политической пертурбацией эксперт по экономическим вопросам Гиоргий Хухашвили.
Какими чудесами грузинской инвестиционной среды могут завлечь индийских бизнесменов Гилаури и Хетагури? Какую новую Голконду они могут им пообещать? Грузинскому экономисту, во всяком случае, она неведома.
"Попытки их понятны, - продолжает делиться своими соображениями Гия Хухашвили, - но что это даст грузинской экономике какие-то реальные плоды, имеются определенные сомнения. Конечно, можно изображать некоторую активность, но, с другой стороны, мы понимаем, что инвестиционная среда в Грузии не особо привлекательна для таких стран, как миллиардная Индия. Причина этого несколько отличается от того, что отталкивает в грузинских экономических реалиях западных инвесторов. Если западные компании не идут на местный рынок потому, что политические риски в Грузии слишком высоки, а стандарты ведения бизнеса далеки от цивилизованных, то азиатские страны отпугивает неконкурентоспособность грузинского рынка труда по сравнению с их собственными трудовыми ресурсами".
Однако сообщения СМИ не подтверждают скепсиса аналитика. Грузинские масс-медиа уже передали о том, что индийские коммерсанты проявляют заинтересованность в развитии туризма в Сакартвело.
"Что касается совместного развития туризма, то это сейчас в Грузии такое новое модное направление пропаганды - сделать Сакартвело туристической Меккой. Называются какие-то очень большие, невероятные цифры, но на самом деле все далеко не так радужно. Да, у Грузии есть некоторые ресурсы для успешного развития туристической индустрии, но они явно недостаточны, чтобы говорить о каком-то серьезном экономическом эффекте данного направления в обозримой перспективе. Требуются огромные инвестиции в инфраструктуру и многое другое. А политических рисков никто не отменял. Золотые горы, которые якобы сулит нам развитие туризма, - это очередной пропагандистский трюк, неисполнимое желание грузинских властей, и больше ничего. Можно, конечно организовать несколько туров, показать их по телевизору, но реальной экономической отдачи от этого - никакой", - не сдается Гия Хухашвили.
Упрямый экономист не поддался на удвоенное очарование Гилаури и Хетагури, помноженное на пропагандистскую мощь грузинских СМИ. Но, может, индийцы окажутся более внушаемы? Ведь так трудно бывает постичь образ мыслей уроженцев древней загадочной страны.