Мужчина и женщина

Грузинские моряки слишком дороги для бюджета

Соседство с сомалийскими пиратами - времяпрепровождение не из приятных. Эти малообразованные вооруженные дикари свинячат прямо там, где едят, и целыми днями жуют листья хат - растительный наркотик.

15 грузинских и трое турецких моряков пробыли в такой компании уже два месяца - и конца и края заточению не видно. Танкер Oilb G под флагом Мальты был захвачен еще 8 сентября. Команду высадили на берег и заперли в подвале, изредка выпуская позвонить родным. Они рассказывают, что пираты начали экономить еду и воду. В подвале - жуткая антисанитария. Начались конфликты.

У родственников моряков лопнуло терпение, и они вышли к зданию Верховного совета Аджарии. Там с ними пообщался представитель аппарата председателя аджарского правительства Зураб Беридзе и убедил подождать еще немного.

Власти Грузии, первоначально возложившие всю ответственность на владельца судна - греческую компанию FRIO VENTURES - теперь уже не скрывают, что срок освобождения попавших в беду грузин зависит от щедрости Тбилиси.

Изначально сомалийцы запросили совсем уж невероятную сумму - 15 миллионов долларов, то есть за каждого человека по миллиону. Столько не дали бы, наверное, даже за жизнь Михаила Саакашвили, а не то, что за каких-то малоизвестных матросов. Сомалийцы, переоценившие финансовые связи нищей Грузии с богатенькими США, сбавили требования до миллиона долларов за всю команду.

Греческая компания тоже предложила свои условия - 75 тысяч долларов, которые сейчас выросли уже до 150-ти тысяч за всех пленников. Торг продолжается, и чем закончится эта история - пока не понятно.

В Аденском проливе в последнее время введено патрулирование. В нем участвуют военно-морские силы стран-членов НАТО и некоторых других государств, в том числе России. Однако обеспечить защиту всех судов - а их через пролив за сутки проплывает около 250 штук - обладающие флотами страны пока не могут. Или не хотят. По версии российского публициста Николая Старикова, за действиями пиратов стоят влиятельные силы, которые таким образом контролируют транспортировку нефти по морским путям. Не случайно же большинство государств выступают за создание международного суда над пиратами, а США и Великобритания против.

Что касается Сомали, то местные полевые командиры, заменяющие централизованную власть, поощряют пиратство. Оно позволяет "трудоустроить" народ или подзаработать самим. Сомалийские бизнесмены в отличие от "властей" не в восторге от преступного имиджа своей страны, но они, как и Стариков, признают, что дело не только в сомалийцах. "Искать пиратов следует не только в Сомали, но и на мировых биржах. Многим выгодна сомалийская проблема", - как-то заявил российским СМИ глава корпорации сотовой связи «Хормууд Телеком» Ахмед Мохамуд Юсуф.

Если пиратов контролируют спецслужбы или бизнесмены США, то на первый взгляд может показаться странным, что они захватили "американских друзей" - грузин. Но танкер-то был греческим, да и жизнь каких-то моряков по сравнению с контролем за энергопотоками - ничто. Достаточно вспомнить южноосетинский конфликт 2008 года, на который Тбилиси подтолкнули американцы, обеспечивая закавказский энергетический коридор.

Кроме того, и в самой Грузии к человеческим жизням относятся очень расчетливо. Потратить 12 миллионов долларов на строительство "Моста мира" поблизости от уже существующего переезда через реку Кура правительству Саакашвили в этом году было не жалко. А заплатить один миллион долларов за 15 моряков - "жаба душит". "Положение грузинских моряков тяжелое, однако в ближайшее время их освобождение не представляется возможным, поскольку требуемая сумма не устраивает грузинскую сторону", - сказал вчера журналистам руководитель Батумской морской администрации Сулико Сурманидзе.

Рассчитывать на уступки со стороны сомалийских пиратов глупо после того, как на днях Южная Корея выплатила им совершенно беспрецедентную сумму. 9,5 миллионов - за нефтяной танкер «Самхо дрим», и еще 2,8 миллиона - за освобождение ходящего под сингапурским флагом корабля «Голден блессинг». Моряки полгода провели в плену! Сеул за это время сумел сбить цену только наполовину. Торги Тбилиси проходят куда более успешно, но грузины этого не ценят.

После южнокорейского выкупа эксперты предрекли повышение расценок на захваченные корабли. Так что миллион долларов за танкер с грузинскими и турецкими моряками - это еще по-божески.

К сожалению, ни один из грузинских заложников не является членом Международного профсоюза моряков ITF. Об этом GeorgiaTimes сообщил представитель организации в Батуми Мераб Чиджавадзе. По его словам, миллион долларов для грузинского правительства - действительно существенная сумма. Но если бы моряки состояли в профсоюзе и были застрахованы, финансовых проблем было бы меньше.

Как уже писала GeorgiaTimes, в последние годы в Грузии полностью развалилось собственное пароходство и система социальной защиты моряков.

Основная часть грузинских судов была продана за рубеж. Некоторые остались в составе Грузинского морского пароходства, купленного в 2004 году американской компанией «Иствуд». Однако в конце 2009-го года американцы обанкротились, и 750 моряков оказались безработными. По условиям приватизационного аукциона, "Иствуд" обязан был в течение 12 лет сохранять рабочие места. Условия этого договора были нарушены.

Между тем Батумская морская академия, учрежденная еще в советские годы, продолжает выпускать хороших специалистов. Правда, сейчас у курсантов возникают трудности с прохождением практики - из-за банкротства Грузинского пароходства. Да и после окончания вуза ребята вынуждены наниматься не на отечественные, а на иностранные суда. Там их трудовые права зачастую нарушаются, как это было с кораблем "Жасмин" в августе этого года. Судовладелец отказался выплачивать зарплату, и моряки подняли бунт в Марселе. Чиновники в министерстве иностранных дел Грузии тогда даже не могли точно сказать, в каком городе находятся бастующие граждане. Да и волнуют ли их жизни рядовых грузин? Тбилиси уже давно перешел на рыночный подход к таким вопросам: пиратам платить поменьше, за убитых в Афганистане грузинских контрактников взимать побольше, а дружить с теми странами, кто лучше платит.