Мужчина и женщина

Земляки Маяковского: больше тюрем хороших и разных

Секрет успехов Михаила Саакашвили на ниве борьбы с кавказской коррупцией прост. Тюрьмы, тюрьмы и еще раз тюрьмы. А чтобы правозащитники и оппозиция не возмущались, исправительные заведения должны быть не хуже пятизвездочных отелей. И это - прорывная технология управления свободолюбивым, насквозь демократичным обществом. Не ГУЛАГ, а комфортабельная гостиница закрытого режима - вот основа государственного порядка в Грузии.

Право же, чем стоять с плакатами на проспекте Руставели и требовать примирения с Россией или хлеба, путь люди посидят на благоустроенных нарах, поиграют в любимые нарды. Работать-то все равно негде. А тут, глядишь, под надзором охранников полезным делом займутся. К примеру - аллею заложат в рамках акции министерства природных ресурсов и окружающей среды под подходящим для человека в робе названием "Посади дерево - озелени свое окружение".

Надо, чтобы тюрем никто не боялся, а наоборот, все стремились туда попасть. Но увы, действительность пенитенциарной системы Грузии далека от идеала. Именно поэтому бывшие заключенные пока выигрывают дела в Страсбурге, оспаривая бесчеловечные, унижающие достоинство условия содержания в темнице. И народный защитник, даже такой терпеливый, как Георгий Тугуши, строчит доклад за докладом о нарушении прав заключенных в переполненных тюрьмах.

А как им не быть переполненными, если главным достижением лучшего друга президента, главы МВД Вано Мерабишвили, стал рост числа зэков с 8 до 25 тысяч.

Но это не значит, что Саакашвили должен отчаяться и опустить руки перед непосильной задачей. Кредиты на Западе на то и дают, чтобы благоустраивать жизнь грузинских граждан. Ну а коли они сидят за решеткой, то эти средства в соответствующей пропорции должны идти и туда.

На 6,9 миллиона лари больше, чем в первоначальном варианте, в новом проекте бюджета выделяется на Министерство по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи. Правительство хочет поаккуратнее и посовременнее ремонтировать старые и строить новые КПЗ, колонии и тюрьмы. Парламентские комитеты инициативу поддерживают. Всего на работу министерства предусмотрено 105 с половиной миллионов лари, или 80 миллионов долларов.

На что конкретно пойдут эти миллионы? Например, на видеосвидания с заключенными. Как заявил сегодня представитель юридического комитета парламента Андро Алавидзе, поправки в закон на этот счет уже готовы. "Желающие воспользоваться видеосвиданием должны будут обратиться с соответствующим заявлением в бюро по исполнению наказаний. Его рассмотрят в министерстве, и свидание будет назначено после согласия заключенного", - просветил депутат жен и детей узников. Видеосвидания будут разрешены до восьми раз в месяц. Но не всем. "Лица, обвиняемые в тяжелых преступлениях и которым присуждено более десяти лет, не будут иметь права на свидания", - сказал депутат.

Чуть ранее очаровательная министр пробации, исполнения наказаний и юридической поддержки Хатуна Калмахелидзе занялась и благоустройством обычных свиданий. При тюрьмах строят гостиницы, в которых заключенные смогут двое суток наслаждаться обществом своих домашних. Первые два отеля для зэков появятся в городе Рустави в 40 километрах от грузинской столицы и в предместье Тбилиси - Авчала, где находится колония для несовершеннолетних.

Калмахелидзе заявила: "Взятый нами курс в очень короткое время сумеет утвердить в Грузии пенитенциарную систему, соответствующую международным стандартам". Тут она, конечно, поскромничала. У нее в компании с такими мужчинами, как Саакашвили и Мерабишвили, пенитенциарная система обретет неповторимый лоск.

О бунтах, которые устраивали в тюрьмах осужденные за взятки, все забудут. Женскую колонию в Тбилиси, сгоревшую во время беспорядков прошлого года, уже заменили на новое благоустроенное помещение в Рустави. Президент 6 ноября лично открыл образцово-показательную тюрьму на 1020 мест, спланированную по европейским стандартам. В ней есть и реабилитационный центр, и медицинский пункт на 55 коек, помещение для заключенных матерей и их детей.

В апреле такая же чудесная тюрьма открылась в поселении Ксани Мцхетского района. Заключенные должны быть в восторге: евроремонт, санузлы в каждой камере, душевые, медицинский пункт и спортивные площадки. Разве что решетки не золотые.

"Нас критикуют, что в последние годы существенно увеличилось количество заключенных, и это действительно так. Однако с увеличением мест заключения значительно снизилась в Грузии и преступность", - радуется Саакашвили.

Ему вторит Вано Мерабишвили. В конце октября он благословил показ на украинском телевидении фильма о грузинских реформах в органах правопорядка. Главная мысль, которую он хотел донести: полиция - это не силовая структура, а сервис, который обслуживает граждан Грузии.

Может быть, кому-то такие услуги покажутся экзотикой или излишеством. Но грузинский народ потихоньку привыкает к новым порядкам. Выступил на митинге - жди ареста родных. Был чересчур активен - скоро сядешь сам. Зато и коррупционеры будут сидеть с тобой на одной скамье. Граждане страны довольны. 84 процента из них, если полагаться на заказанные правительством соцопросы, доверяет грузинской полиции. Да и отсидевшие скоро будут не в обиде, если тюрьмы станут подобием курортных отелей. Саакашвили на это денег не пожалеет.