"Вы думали, сюда переедет только парламент, но мы потихоньку, шаг за шагом, сбегаем из Тбилиси. Правительство Грузии будет работать в Тбилиси, но его часть перейдет в Кутаиси. Этим продолжается проект, по которому Кутаиси станет "второй столицей" Грузии", - обрадовал вчера Мишико местных жителей. Децентрализация управления - это, наверное, хорошо, но почему необходимо размазывать аппарат правительства по всей стране, не очень понятно.
Глава грузинского государства вчера также рассказал о требованиях, которые он намерен предъявлять кабинету министров. От правительства Грузии наряду с "инновационностью и глобальностью" он ждет эффективности и сокращения административных расходов.
Оставим на совести грузинского лидера глобальные амбиции. Он уже не раз хвалил свой чиновничий аппарат за мобильность и «постоянное передвижение» по стране. Но как расчленение единого органа власти может способствовать повышению эффективности? Если "голова" будет в одном месте, а "руки" - в другом? Скорее, это приведет к понижению дееспособности правительства, поскольку контролировать деятельность аппарата станет куда сложнее. А вот возможностей для злоупотребления полномочиями станет гораздо больше.
Распыление исполнительной власти невыгодно, прежде всего, самому президенту, поскольку и ему станет сложнее осуществлять контроль деятельности кабинета министров. Конечно, бывает довольно трудно постичь извилистую траекторию мыслей главы Сакартвело, но в этом он должен отдавать себе отчет. Вряд ли речь идет о реальном делегировании полномочий от центра к регионам. Это подтверждают и слова парламентского секретаря правительства Гии Хурошвили о том, что будущий комплекс предназначен лишь для выездных заседаний правительства, и перенос его структур в Кутаиси не запланирован.
Так что слова Мишико о развитии регионов на поверку опять оказались пустышкой. Зато теперь никто не скажет, что глава государства не уделяет внимания провинции. Но, даже если бы в них была доля истины, то, как отметил глава Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе, особого значения для экономического развития Имерети это бы не имело. "Региональное развитие не зависит от переноса одного здания или учреждения в другой город, оно зависит от правильной региональной политики, - сказал грузинский эксперт корреспонденту NewsInfo.
Значительно резче он выступил против другой инициативы Мишико, бойко им педалируемой - переноса в Кутаиси заседаний парламента. "Перенос парламента, я думаю, что это дополнительные бюджетные затраты, совершенно не нужные, на развитии региона это никак не скажется, это блажь. К тому же на месте будущего здания парламента в Кутаиси погибло два человека, это нехорошее место", - заключил Мамука Арешидзе.
Если вспомнить, при каких обстоятельствах погибли несчастные, то слова тбилисского политолога обретают еще большее значение. Они стали жертвами взрыва кутаисского "Мемориала Славы", посвященного памяти грузин, павших в боях Великой Отечественной войны.
Но экзальтированного лидера Сакартвело это никак не смущает. У него своя этика, и свои поводы для радости. "У нас будет самое красивое в мире здание парламента", - заявил президент. И не важно, что это будет красота на крови и попрании исторической памяти. Перенос деятельности парламентариев в Кутаиси, в "гущу населения страны", по мысли грузинского президента, поможет депутатам лучше воспринимать "тревожные или одобрительные голоса, просьбы и рекомендации". Куда более простым и, главное, дешевым способом повысить чувствительность членов парламента к чаяниям народа была бы отмена цензуры в масс-медиа, но лидер Сакартвело, видимо, не ищет легких путей. Он уверен, что перенос законодательного органа в Кутаиси - это "очень хорошее стратегическое решение". Вольному, как говорится, воля.
Но чем дальше, тем все больше выдвигаемые темпераментным тбилисским реформатором "грандиозные" инициативы напоминают старый советский анекдот про другого знаменитого преобразователя, который посоветовал колхозникам, чтобы остановить падеж скота, нарисовать в коровнике круги и квадраты. И, когда все коровы передохли, этот реформатор воскликнул: "А ведь у меня было еще столько конструктивных идей!"