Тбилиси хорошеет перед Новым годом. Гирлянды, подсветка, мишура на витринах. Но почти сто тысяч жителей столицы все это не радует. Власти направили в места компактного расселения беженцев повестки - собрать вещи и быть готовыми к переезду через 10 дней, аккурат к праздничку.
Такие письма получили обитатели по одним данным 19, по другим 45 мест компактного проживания - домов и общежитий в столице, сообщила "Медианьюс" бывшая жительница Абхазии Марина Кварацхелия на вчерашней акции протеста.
"Временно перемещенным лицам из Абхазии, примерно 90 000 человек, обещают жилые площади в селах Цаленджихского, Гурджаанского, Чхороцкуйского и Абашского районов. Их главная задача - очистить Тбилиси от вынужденно перемещенных лиц", - заявила Кварацхелия.
В случае отказа составители письма грозят применением силы. Прецедент уже есть. Летом достаточно было появиться полиции, чтобы протестовавшие люди покорно собрали скромные пожитки, погрузили их в автомобили и поехали, куда велят. Сопротивляться было бесполезно.
После драки кулаками не машут, а потому последовавшие вдогонку акции протеста не подействовали. Зашивание ртов не произвело впечатления. И даже смерть Наны Пипия, которая подожгла себя перед зданием министерства по делам беженцев, не заставила вздрогнуть сердца чурбанов в костюмах, которые сидят в грузинском правительстве. Женщина скончалась 18 ноября в ожоговом центре, промучившись три недели.
"У нее не было жилплощади, она поднялась к заместителю Субелиани Тугуши и обратилась с просьбой выделить ей площадь на периферии Тбилиси. Он ответил, что места есть в Западной Грузии. Она спросила, что должны есть люди в этих местах, где кроме травы ничего нет. На что ей ответили: ешьте траву. Она спустилась и сделала это... Люди сделают еще больше, если их не обеспечат кровом", - рассказывал о ней "Эху Кавказа" такой же несчастный, дважды изгнанный Алекси Джгубурия.
Консерваторы и "Партия народа" поддержали летние и осенние акции протеста беженцев. Но в последнее время эта тема ушла с первых полос газет, и власти, воспользовавшись затишьем, возобновили кампанию переселения.
Как заявляют консерваторы, людей опять собираются переселить в Поцхо, где они не смогут обеспечить себя элементарным прожиточным минимумом.
Неделю назад в этом поселке Цаленджихского района региона Самегрело побывал лидер партии "Наша Грузия - Свободные демократы" Ираклий Аласания и своими глазами посмотрел, куда попали люди, дважды потерявшие кров. Оказалось, что две из 19 семей уже вернулись в Тбилиси, остальные мечтают об этом, но не имеют материальной возможности.
"Правительство Михаила Саакашвили сняло с себя ответственность за собственных граждан", - заявил по итогам поездки в Поцхо бывший глава абхазского правительства в изгнании, в 2005 году подготовивший план примирения грузин и абхазов, приемлемый для двух сторон, но так и не подписанный Михаилом Саакашвили.
Накануне Аласания пообещал абхазским беженцам посильную помощь в защите их прав. Представители "Свободных демократов" встретились и с теми, кого хотят выселить, и с чиновниками тбилисского сакребуло. Оппозиционеры хотят выторговать для беженцев право выбора - переезжать или нет.
Другое оппозиционное движение, "Свободная Грузия", также встало на защиту народных интересов. "Нам стало известно, что в местах компактного проживания беженцы получили уведомление о предстоящем выселении. Надо отметить, что документ не соответствует нормам справедливости и не основан на принципе законности", - говорится в официальном заявлении партии Кахи Кукавы. Она обратилась как к властям, так и к международным организациям с просьбой проконтролировать соблюдение прав беженцев.
Однако если летом некоторые европейские структуры высказали свое "фи" методам саакашвилевской команды по выселению жертв недальновидной политики официального Тбилиси, то сейчас иностранцы стали лояльнее. Юридический советник верховного комиссара ООН по делам беженцев Елен Ферет сказала, что власти "правильной дорогой идут", предлагая альтернативное жилье.
"Надо учесть, что у правительства нет возможности выделить всем беженцам жилье в Тбилиси. Да и столько свободных зданий в столице не существует. Поэтому они пытаются законно переселить этих людей в разные регионы", - заявила Ферет по Общественному телевидению.
Это нормально для европейской страны, но не для Грузии. Жизнь в столице богаче, чем в грузинских регионах и тем более селах. У крестьян нет возможности достойно зарабатывать на земле. Орошение, удобрения, аренда земли и техники стоят дорого. Виноград заводы принимают из-под палки. Путь до многолюдных рынков долог. Газ есть далеко не везде.
После жизни в столице, где большинство переселенцев из Абхазии зарабатывают мелкой торговлей, адаптироваться к глубинке они не смогут. Поэтому и не хотят никуда уезжать. "Мы готовим аджику, соления, или вот, как сегодня, чурчхелу и продаем на базаре. На это и живем", - объясняла вчера журналистам уроженка Хашури Манина. Ее семья из шести человек теснится в одной комнате студенческого общежития. Но для них это лучше, чем заброшенный дом в каком-нибудь селе на границе с Абхазией или Азербайджаном.
За примерами далеко ходить не надо. Русудан Хубутия еще летом была выселена в Цинцкаро, по соседству с галльским районом Абхазии. "Мы ездили в Цинцкаро. Но там деревья не растут, потому что там воды нет. Бывает, в неделю раз на два часа дают воду. А в деревне нужно возделывать огород. Там без воды невозможно жить", - рассказала она на митинге перед столичной мэрией. По ее словам, те, кто все-таки согласился туда переехать, до сих пор живут в палатках. А на носу Новый год.
Михаил Саакашвили с Сандрой Рулофс и отпрысками проведет новогодние каникулы, как водится у него, во Флориде, ну а беззащитных людей можно отправить в палатки и пустые коробки заброшенных домов на периферии. С глаз долой, из сердца вон.