"Профилактика" - это последний сюжет из разноцветных полос, показанный на телеканале "Маэстро". Рупор оппозиции заглох 22 декабря, сразу после дня рождения Михаила Саакашвили.
"Мы приостановили работу по техническим причинам, однако я не могу сказать, когда возобновится вещание", - сказал один из учредителей телеканала Мамука Глонти. В то же время в Грузии поползли слухи, что эти "причины" носят финансовый характер.
Из состава учредителей вроде бы собирается выйти "Фонд 2020" экс-посла Грузии в России Эроси Кицмаришвили. Прошлой осенью, когда он вошел в руководство "Маэстро", телеканалу пророчили большое будущее. Ведь именно Кицмаришвили в 2003 году сделал "Рустави-2" проводником "революции роз".
Сам телемагнат сразу предупредил, что никакие государственные перевороты в его планы не входят. "Я же организую телеканал, который будет рассказывать обо всем происходящем в Грузии и за ее пределами. Если эта открытая информация подвигнет на протест людей, увидевших творящуюся несправедливость, это их конституционное право", - лукавил он в разговорах с журналистами.
У "Маэстро" было меньше возможностей, чем у "Рустави-2" или любого другого телеканала в Грузии. Долгое время он был зажат в рамки кабельных сетей в самых крупных городах. Руководство через суд добивалось от правительства разрешения на вещание через спутник. Лицензия была выдана только накануне прошлогоднего выступления Михаила Саакашвили в ООН, посвященного грузинской демократии и свободным СМИ.
На практике выйти на спутниковое вещание телеканалу удалось лишь в июне этого года, и то - через МГТРК "Мир", давно созданную государствами СНГ и ассоциирующуюся с Москвой. На турецкий спутник Turksat "Маэстро" не взяли, так как остальные грузинские телеканалы, вещающие через него, пригрозили расторгнуть свои договоры. Все это напоминает историю с французским спутником, на который пытался втиснуться тбилисский пропагандистский "Первый кавказский" канал, но российские телекомпании пригрозили французам, что уйдут, не потерпев такого соседства. Грузия долго возмущалась по этому поводу, но ее прикормленные СМИ поступают точно так же.
Возможно, именно вещание через спутник разорило телеканал. Тем более что грузинское правительство обладает хорошими налоговыми рычагами против рекламодателей, осмеливающихся сотрудничать с оппозиционными СМИ.
Но есть и другая версия, почему "Маэстро" ушел на "профилактику". Это может быть связано со скандальными заявлениями супруга Нино Бурджанадзе Бадри Бицадзе еженедельнику "Асавал-Дасавали". Бывший замминистра внутренних дел заявил, что Кицмаришвили получает деньги на телекомпанию "Маэстро" от... Михаила Саакашвили.
Леван Гачечиладзе (по прозвищу "Гречиха") и другие представители "Грузинской партии", в которую входит Кицмаришвили, оказались проводниками правительственной политики. Именно поэтому партия не поддержала "Народное собрание" 25 ноября при участии движения Бурджанадзе.
Деньги от властей, по словам Бицадзе, экс-посол получил в конце августа с главным условием - потопить Бурджанадзе: "Идеологом этого и является сейчас Эроси. Эроси встретился в Батуми с Саакашвили. Через Эроси власти дали "Гречихе" два миллиона. Сколько получил сам Эроси, сказать не могу, Говорю то, что знаю точно".
По словам Бицадзе, Гачечиладзе и Кицмаришвили намеренно вводят в заблуждение коллег, когда сообщают, что денежные средства им дали люди, получившие их из России. Перепроверить называемые ими источники невозможно, говорит Бицадзе, но он уверен, что такой вариант полностью исключен.
Нино Бурджанадзе интервью своего мужа комментировать сегодня отказалась. Журналисты пристали к ней с вопросами в пять утра, как только она прилетела в Тбилиси из Москвы. В российской столице экс-спикер принимала участие в открытии мемориала, созданного взамен того, который грузинские власти взорвали в прошлом году в Кутаиси.
Так что "Маэстро" мог пасть именно в результате ревнивых разборок между двумя полюсами продажной оппозиции - Народным собранием с Бурджанадзе и "Грузинской партией". Если разоблачения Бицадзе попали в точку, правительство вполне могло отказаться от идеи продолжать спонсирование "разоблаченного агента" Кицмаришвили. Возобновление вещания в таком случае возможно не раньше, чем Глонти найдет более надежного и более "чистого" спонсора.
С другой стороны, Бицадзе и его супруга, когда-то входившие в правительство Саакашвили, с тем уже успехом могли сами целенаправленно скомпрометировать и телеканал "Маэстро", и "Грузинскую партию". Оппозиция в Грузии давно неизлечимо больна амбициями, и ей, как и телеканалу, требуется не просто профилактика, а очень серьезное лечение.
Как бы то ни было, на один из независимых телеканалов в Грузии стало меньше. Еще существует "Кавкасия" и региональная компания в Гори "Триалети". У последней в этом году тоже начались крупные неприятности. Летом журналисты "Триалети" попытались заснять недовольство горийцев сносом памятника Сталину и были биты полицейскими. Затем руководство телеканала стало пускать в свой эфир представителей оппозиции, табуированных на ведущих каналах страны.
Терпеть это безобразие у горийских властей не было мочи. Летом полиция избила одного из соучредителей "Триалети" Джонди Нанеташвили за то, что он якобы говорил по телефону за рулем. А некоторое время спустя репортеры случайно оказались свидетелями разговора в кафе, во время которого местные чиновники пригрозили его убить, если его брат и соучредитель Бадри, живущий в Тбилиси, не изменит политику телеканала.
Бадри Нанеташвили обратился в международные организации, почти уже потеряв надежду на то, что "Триалети", близкая к банкротству из-за отсутствия запуганных властью рекламодателей, переживет этот Новый год.
На его счастье, случилась неприятная история с "Маэстро", и существование второго независимого телеканала показалась властям стратегически необходимым. Поэтому в Гори отправили самого посла США Джона Басса, который лично вступился за "Триалети" и свободу слова в целом.
По словам посла, в Грузии ощущается острый дефицит "журналистских расследований по деятельности правительства и бизнеса, что со временем может принести вред демократическому развитию общества".
Что касается конкретных угроз в адрес журналистов "Триалети", то Басс пообещал изучить их обвинения и поговорить об этом с властями Грузии. Хотя они, скорее всего, и так уже обо всем осведомлены, и американского посла пустили в Гори с вполне конкретной целью - убедить собственных региональных чиновников, что им придется потерпеть наличие оппозиционного телеканала. По крайней мере, до той поры, пока не выздоровеет "Маэстро" или не родится новая подобная телекомпания.