Раз этот проект появился в списке приоритетов правительства Карачаево-Черкесии, значит, start-up строительства ожидается в самом скором времени, и федеральная поддержка большой стройке обеспечена.
В Москве несколько раз в течение прошлого года высказывались "за" восстановление Военно-Сухумской дороги. Это были премьер-министр Владимир Путин, полпред президента в Северокавказском федеральном регионе Александр Хлопонин, и даже председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, которому предстоит контролировать эффективность расходов на строительство трассы.
А расходы предстоят немалые. По приблизительным подсчетам, они составят 30-35 миллиардов рублей. Потому что сегодня этот участок пути сложно назвать дорогой. А перевальная часть на границе между Россией и Абхазией - вообще обычная горная тропа.
Экономические выгоды от строительства новой трассы очевидны. Для Карачаево-Черкесии это путь к морю, который, кроме всего прочего, поднимет туристический потенциал местных горных курортов. Абхазии эта дорога даст шанс развить горный туризм и оживить обезлюдившие, но очень перспективные районы в Кодорском ущелье. Если сегодня у абхазов только один открытый выход во внешний мир - через Сочи, то Военно-Сухумская дорога откроет и второй - через Северный Кавказ. Трасса соединит напрямую побережье Черного моря с северокавказским регионом и, по сути, создаст новый экономический регион.
Но политические риски, несомненно, есть. При ухудшении обстановки на Северном Кавказе дорога может стать проводником нестабильности к черноморскому побережью.
Но стороны, которым предстоит участвовать в строительстве, надеются на лучшее. И только Грузия понесет потери, если проект претворится в жизнь.
Первыми тревогу по поводу предстоящего строительства забили экологи. Они утверждают, что часть стройки пройдет по территории Тебердинского заповедника, 85 тысяч гектаров которого расположены в высокогорной зоне. Организация «Экологическая вахта по Северному Кавказу» уже опротестовала стройку. На сайте организации размещены материалы, в которых говорится о незаконности строительства магистрали. "Строительство дорог на территории заповедников, которые навечно изъяты из хозяйственного пользования, жестко запрещено нормами законодательства", - сообщают экологи.
Власти Карачаево-Черкесии, кровно заинтересованные в том, чтобы республика выбралась из транспортного тупика, пытаются сгладить недовольства. Заместитель правительства Мурат Харцизов, курирующий этот проект, заверил, что оснований для беспокойства нет, так как строительство автодороги будет осуществляться в соответствии с российским законодательством и экологическими требованиями.
По словам чиновника, сегодня есть три проекта дороги "Черкесск - Сухум", в том числе согласно которым шоссе проходит вне территорий заповедников и других особо охраняемых земель. Для решения спорных вопросов Минрегионразвития РФ направил в Карачаево-Черкесию экспертов, которые изучают все возможные варианты проведения строительных работ.
Скорее всего первое, что мы услышим от официального Тбилиси, это «серьезное беспокойство» относительно экологии региона. Во всяком случае, именно так начинался протест по поводу проведения сочинской Олимпиады.
Строительство же Военно-Сухумской дороги нанесет политическим интересам Грузии куда больший урон, чем Олимпиада. Ведь этот проект может поставить крест на северокавказских амбициях Тбилиси.
Грузинские политики только вживаются в роль "стратегического конкурента России на Северном Кавказе", а тут начинает функционировать дорога, которая значительно усилит человеческие и экономические связи северокавказских республик и Абхазии.
С абхазской стороны трасса будет проходить через территорию, населенную ориентированными на Грузию сванами - грузинским субэтносом. Они окажутся в центре всех экономических бонусов, которые сулит открытие дороги, и перестанут быть зависимыми от грузинской «гуманитарки» и других подачек.
Но самое неприятное для Грузии заключается в том, что крупные экономические проекты, задействованные в Абхазии и вокруг нее, поднимут уровень жизни в республике на недосягаемую для грузинской экономики высоту. Это лишит Тбилиси последней надежды на то, что страна когда-либо сможет стать экономически привлекательной для населения своей бывшей автономии.
В Грузии переиграли в игру под названием "блокада Абхазии". В Тбилиси не учли, что изолировав республику со всех сторон, они на деле лишь усилят ее интеграцию с российскими регионами.
Если бы действиями грузинских политиков руководил прагматизм, а не жажда реванша, то население еще одного транспортного тупика - Западной Грузии - не прозябало бы в нищете.
В грузинском парламенте учреждена целая комиссия, целью которой является хоть как-то помешать Олимпиаде в Сочи. Наверняка в Тбилиси придумают что-нибудь и для того, чтобы попытаться остановить строительство Военно-Сухумской дороги. Однако уже невозможно затормозить старт экономического развития региона. Это необратимый процесс.
Поэтому, самое лучшее, что могут сделать в Тбилиси, это со своей стороны разблокировать границы и включиться в процесс регионального развития.