Мужчина и женщина

Саакашвили завел для Страсбурга старую шарманку

"Речь идет о защите прав грузинских граждан, которых с нарушением всех международных норм депортировали из РФ только лишь по этническому признаку", - заявила вчера на брифинге в грузинской столице замминистра иностранных дел республики Нино Каландадзе. По ее словам, официальный Тбилиси считает этот процесс важнейшим "как с правовой, так и политической точки зрения". Сомневаться в этом не приходится - после того как делегаты ПАСЕ лишили грузинских политиканов возможности рекламировать себя в Совете Европы, пропагандистский потенциал Страсбурга для тбилисских демагогов переоценить сложно.

На протяжении пяти дней грузинская сторона будет доказывать, что депортация в 2006 году проводилась по этническому признаку, что является нарушением Евроконвенции о гражданских правах. Для этого в Страсбург отправили не только самих депортированных грузин, но и различные документы, включая 30 часов видеосъемки, которые, по мысли тбилисских политиканов, должны подтвердить факты произвола российских властей. Но, похоже, в их "расизме" не убеждены даже соотечественники депортированных в 2006 году грузин.

"Суд руководствуется только фактами, а не интерпретациями, - рассказал корреспонденту "Коммерсанта" независимый эксперт Давид Авалишвили. - Доказать избирательность по этническому признаку и связь депортации с межгосударственными проблемами будет очень нелегко, поскольку ни одного грузина с действительной, а не просроченной визой из России тогда не депортировали".

Прояснил российскую позицию по поводу перспектив грузинского иска к Москве корреспонденту GeorgiaTimes директор Института политических исследований, депутат Госдумы Сергей Марков.

"Пока сложно сказать об итогах этих слушаний. Дело в том, что Европейский суд по правам человека - очень политизированная организация, которая принимает решения исходя не только из юридических, но и политических факторов. В этом случае политической определенности нет, факторы противоречат друг другу.

С одной стороны, имеется общность подходов европейского политического класса в стремлении осудить Россию во всем - в чем она виновата и не виновата. В качестве примера можно привести решение Европейского суда по правам человека по делу Кононова, партизана, героя и борца с фашистами. Тогда Страсбург опозорился, поддержав репрессии правительства Латвии против него. Латвии, недемократической страны, в которой установлен этнократический режим.

Но есть и другой фактор. Грузия находится под руководством человека, которого после доклада Евросоюза по конфликту в Южной Осетии большинство европейских политиков считают патологическим лжецом, провокатором и маньяком. Этот фактор будет работать против осуждения России", - полагает Сергей Марков.

Столь же неочевидны, по его мнению, и правовые аспекты этого процесса. "Что касается юридических моментов, то там тоже трудно что-либо предсказывать. Действия России, в принципе, были абсолютно легальны, потому что депортации подвергались лишь те, кто реально нарушал закон. С другой стороны, как это часто бывает, вполне правомерные действия нашими правоохранительными структурами могут быть плохо юридически оформлены. Как они были оформлены в этом конкретном случае, сказать трудно", - резюмировал российский парламентарий.

Официальный Тбилиси так свыкся с позой униженного и оскорбленного, что готов пойти на все, лишь в очередной раз поведать миру, как его притесняет Москва. Но, видимо, разочаровавшись в потенциале профессиональных грузинских политиков, вечное нытье которых, судя по действиям ПАСЕ, европейским парламентариям уже изрядно надоело, Сакакашвили решил сделать ставку на рядовых граждан. Пока что во внешнеполитической рулетке его преследовали одни неудачи. Насколько удачной окажется эта ставка, мы скоро узнаем.