Мужчина и женщина

Саакашвили готов принять ислам назло России

Поводом объясниться в любви к мусульманам стала договоренность с Турцией. Тбилиси попросил позволения отреставрировать на турецкой территории четыре старинные грузинские церкви. Анкара выдвинула условие: Грузия в ответ должна отремонтировать у себя три мечети и построить одну новую. В Батуми.

Грузинской общественности это не пришлось по нраву. Но Михаил Саакашвили быстро объяснил всем политику партии и правительства, одновременно порадовав и богословскими "заплывами", и историческими.

"По этому поводу есть разные мнения. Грузия это православная христианская страна, но в Грузии есть несколько десятков тысяч мусульман, люди - которые являются неотъемлемой частью Грузии. Люди, которые говорят что мечеть - это антигрузинское явление, говорят о том, что тысячи жителей не должны быть в этой стране. Мы же проходили через эту мерзость, что дало России невообразимый козырь для нашего уничтожения. Сколько раз мы должны возвращаться к одной и той же глупости! Это не культурная и социальная борьба. Это ты прямо говоришь, борджомскому, или марнеульскому мусульманину, что тебе не место в Грузии. Я не допущу этого. Давид Агмашенебели ходил несколько раз в день и в мечеть, и в синагогу и в церковь. Я до этого был в армянской церкви. Встретил Рождество в католической церкви. Какой бы я не был веры, я обязан уважать все религии", - заявил Саакашвили. По своему обыкновению умудрился за один присест выдать материал для доброго десятка статей.

Россия, безусловно, виновата всегда и во всем - наверное, даже в ночных кошмарах, которые тревожат безмятежный сон грузинского президента. Это даже не обсуждается. Но почему антимусульманский настрой Грузии является козырем для ее уничтожения в руках России - вряд ли знает даже сам Саакашвили. Видимо, чем многословнее его речи, тем меньше в них остается смысла. А тот, что присутствует, поражает несоответствием действительности.

Например, президент мимоходом записал во враги грузинского патриарха Илию Второго. Короткая память у Мишико: глава Грузинской Церкви не так уж давно выступал против строительства в республике новых мечетей. "Считаю необходимым отметить, что число действующих в Грузии мусульманских зданий и теологических учебных заведений в несколько раз превышает те религиозные потребности, которые есть у грузинского населения, исповедующего ислам", - написал тогда патриарх Илия в письме грузинскому премьер-министру три года назад. Именно тогда впервые всерьез поднялся вопрос о подобном "культурном обмене" между Грузией и Турцией.

С Илией Вторым сложно спорить. Собственно, его точку зрения подтверждают даже слова самого Саакашвили. "Очень легко бросаться громкими лозунгами, но очень трудно брать ответственность. Сегодня в Грузии действует более 200 мечетей", - сказал грузинский президент, становясь в позу унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.

Двести с лишним мечетей - при том, что количество мусульман в Грузии, по самым щедрым подсчетам, достигает двух сотен тысяч, а по адекватным не доросло и до сотни тысяч - это более чем достаточно. Патриарх абсолютно прав. А Саакашвили не мешало бы вспомнить старый добрый мультфильм про Золотую антилопу и незавидную судьбу раджи, который никак не мог остановиться и все требовал: "Еще! Еще!"

"Некоторые нам говорят, что нельзя строить столько мечетей. Но Грузия не является страной, которая притесняет мусульман. Мы никогда не скажем, что в Грузии не должно быть мусульман. Это говорят только маргинальные политики", - заявил президент. Интересно, как он теперь он будет обниматься с Илией Вторым? Совесть не замучает?

Ведь притеснял-то мусульман в первую очередь сам Саакашвили, о чем свидетельствуют сами последователи ислама. Это Мишико зла не помнит, особенно того, которое сам причинил. А мусульмане не забыли, как несколько лет назад для борьбы с правящим грузинским режимом была даже создана специальная партия - Мусульманская демократическая партия Грузии. Причем ее лидер Дашгын Гюльмамедов откровенно заявлял, что "режим Михаила Саакашвили ... продолжает творить преступления против населения Грузии, исповедующего ислам".

Впрочем, заигрывания Саакашвили с мусульманами, которые всего несколько лет назад проклинали нынешнее грузинское руководство на чем свет стоит и мечтали об отставке Мишико, можно счесть неуклюжей политической уловкой. А желание одновременно посещать церковь, мечеть и синагогу - проявлением религиозной неразборчивости. Что почти извинительно для человека, чья жизнь сплошь состоит из политических дрязг. Но грузинская общественность не зря бьет в колокола: интерес Турции к Грузии может оказаться не чисто культурным.

Ее требование построить в Аджарии мечеть уже три года назад рассматривались грузинской общественностью как почти откровенное посягательство на землю. С тех пор отношение не изменилось. Грузинский историк Отар Гоголишвили заявляет вполне откровенно - у Анкары далеко идущие намерения: "То, что Турция никогда не посмеет сделать в других местах, обязательно сделает в Аджарии. У них могут быть и другие цели. В турецкой прессе уже появились статьи о том, что будто бы "Аджария - наш регион", "Аджарию у нас незаконно отобрала Россия. И Карское соглашение дает нам право, чтобы мы там нашу политику проводили".

Но если логика, которой руководствуется Турция, вполне понятна, то постичь логику грузинского президента сложно. С одной стороны, Саакашвили на всех трибунах мира горюет об утрате Абхазии и Южной Осетии, попутно посылая проклятия в адрес России. С другой стороны, при этом он готов разбазаривать территории налево и направо, не замечая явной угрозы у себя под носом.

А может быть, это вполне продуманная политика. Мол, пускай земля достается Турции - лишь бы не России. Все четко по принципу "назло маме отморожу уши". Любвеобильный Саакашвили смело лезет на мусульманский Восток - обниматься. Но как бы грузинские косточки не хрустнули.