Мужчина и женщина

Журналисты рвутся в "рай" Хатуны

Правозащитники и журналисты Грузии потребовали от правительства допуска в тюрьмы. Их так увлекательно описывает в последнее время министр исполнения наказаний Хатуна Калмахелидзе, что грех не показать обществу демократические достижения - трехзвездочные отели для свиданий заключенных и современные тюремные клиники. Ведь если осужденные действительно живут не хуже, чем на курортах, то нет никакой трагедии в том, что на каждую тысячу грузин пятеро находятся в местах лишения свободы.

Если все в системе исполнения наказаний Грузии так прекрасно, как говорит Хатуна Калмахелидзе, то почему в тюрьмы невозможно попасть независимым журналистам и экспертам? Этот вопрос Нана Какабадзе, глава организации "Бывшие политзаключенные - за права человека", задает уже больше года. Сегодня он перерос в адресованное правительству требование допустить экспертов в места лишения свободы.

К инициативе Какабадзе подключились отсидевший несколько лет за взятку телевизионщик Шалва Рамишвили, его коллеги Нана Лежава, Нино Зуриашвили, Ия Антадзе, репортеры студии "Объектив" и другие журналисты. В офисе организации "Солидарность незаконным заключенным" они провели брифинг, на котором обнародовали специальное заявление на имя Калмахелидзе.

Иллюзий насчет положительного ответа у инициативной группы нет.

- Ожидаем, что никакой реакции не будет, - сказала в разговоре с GeorgiaTimes Нана Какабадзе. - Но мы планируем и другие мероприятия - пикетирование министерства и учреждений пенитенциарной системы, если министр не согласится допустить журналистов в тюрьмы и показать то, о чем она объявила в своем последнем выступлении. Она сказала, что в тюрьмах хорошие условия, что построены комнаты для личных свиданий, гостиницы трехзвездочные, поэтому они стоят 60 лари, что люди там умирают не от пыток и бесчеловечного обращения, а от старости. У правозащитников возникли сомнения. Пусть власти откроют двери, и мы посмотрим: а может быть, в тюрьмах и правда создан рай? Поэтому мы требуем - пустите журналистов, пусть они своими глазами увидят, кто прав.

Какабадзе получает из тюрем письма, которые опровергают сказки длинноногой Хатуны Калмахелидзе. Узники Ксанской тюрьмы №15 утверждают, что их бьют по непосредственному указанию директора.

Недавно правозащитников потрясла смерть Белы Гонашвили, скончавшейся от рака в женской тюрьме №5. "Семья Гонашвили долгое время просила об освобождении заключенной, чтобы перевести ее в специализированную больницу, но бесчеловечное и невнимательное отношение привело к смерти заключенной", - заявили представители организации "Солидарность с незаконными заключенными". В министерстве ответили, что все это - злые наветы, так как скончалась Бела в тюремной больнице.

Однако затем выступил председатель Ассоциации адвокатов Грузии Заза Хатиашвили и подтвердил, что в пятой тюрьме зафиксированы факты бесчеловечного обращения с узницами, а условия содержания далеки от той картины, что показывало проправительственное телевидение во время визита в женскую тюрьму президента Михаила Саакашвили. В камерах пол не покрыт ни ламинатом, ни деревом, койки стоят прямо на цементе. Кроме того, в торжественно открытой месяц назад тюрьме не работают душевые, и женщины не могут соблюдать личную гигиену. Нет в тюрьме и специальной комнаты для сушки одежды. Не хватает комнат для встреч с подсудимыми и обвиняемыми, и адвокатам приходится выстаивать многочасовые очереди, чтобы увидеться с подзащитными.

Есть и менее ангажированные источники знаний о неблагополучии в зарешеченных башнях. Так, накануне член парламентской оппозиции, христиан-демократ Тамаз Бакуридзе вернулся из Западной Грузии, где на правах депутата посещал учреждения системы исполнения наказаний. Ничего в них не изменилось, свидетельствует депутат. Как сидели по десять человек в одной маленькой камере, так и сидят. В тюрьмах царит антисанитария, нет нормальной еды и медицинского обслуживания.

"В исправительных учреждениях Зугдиди, Батуми, Хони и Гегути мы столкнулись с искусственно созданными проблемами: досрочное освобождение не осуществляется в порядке, установленном законом. В отношении особо тяжело больных не применяется порядок отсрочки наказания. Заключенные, которым суд уже вынес приговор, не переводятся из тюрем в колонии", - отметил Бакуридзе.

Быть может, Хатуну Калмахелидзе вместо тюрем возили по ресторанам и отелям, если она после своих инспекций делится диаметрально противоположными впечатлениями? А телесюжеты с Михаилом Николаевичем снимали в специально созданной для пиара камере?

Министерство в январе сообщило, что направило в парламент законопроект о возвращении заключенным отнятого четыре года назад права на долгосрочные свидания с родственниками. Сначала им наделят только тех сидельцев, которым подфартило отбывать срок поблизости от построенных для зэков трехзвездочных отелей. Их строительство началось еще в прошлом году рядом с 11-м исправительным учреждением для несовершеннолетних и в руставских тюрьмах №6 и №16.

Отели будут введены в эксплуатацию, как только депутаты примут соответствующий закон. Сервис обещан идиллический: трехразовое питание, возможность гулять на площадке с детьми и все в таком духе. Но если раньше право на встречи предоставлялось бесплатно, то теперь за свидание придется платить 60 лари - больше половины пенсии. Неплохой бизнес-ход для правительства, которое нуждается в деньгах и уже наловчилось зарабатывать на процессуальных сделках несправедливо обвиненных людей со следствием.

Если верить Калмахелидзе, то медицинское обслуживание заключенных уже сейчас превосходит все ожидания. Особенно наловчились тюремные доктора вставлять и лечить зубы. На 2013 год намечены еще более ощутимые сдвиги в здравоохранении заключенных. Власти собираются интегрировать гражданскую и тюремную медицину - в том смысле, что обслуживание на воле и за решеткой станет одинаково качественным. В исправительных учреждениях будут построены новые клиники.

Режиму Михаила Саакашвили уже неоднократно приходилось выслушивать порицания от международных правозащитных организаций за тот беспредел, что творится в грузинских тюрьмах. Во многом он вызван их перенаселением. Ведь хваленые реформы резкой либерализации и борьбы со взяточничеством с одновременным укреплением власти президента удались прежде всего благодаря репрессивному аппарату. По свежим данным World Prison Population List, Грузия находится на втором месте в Европе по количеству заключенных: на каждые 100 тысяч человек ее населения приходится 537 узников.

Совет ООН недавно порекомендовал Грузии принять меры по гуманизации судебной системы и улучшить условия содержания в тюрьмах, а также повысить возраст, с которого наступает уголовная ответственность, с 12 до 14 лет. Не тут-то было. Правительство Саакашвили ответило в духе "Не учите меня жить". А для внутреннего потребления по центральным грузинским каналам так и будут показывать уютные комнаты для свиданий и довольных жизнью зэков, улыбающихся во все зубы. Все хорошо, прекрасная Хатуна?

На фото: Публичная лекция Академии художеств в исправительном учреждении №15.