Мужчина и женщина

Тбилиси объявил охоту на Силвермана


В этот раз на него напали прямо на улице Ахвледиани, когда он вышел из кафе в компании своего гостя из Африки. Били настолько сильно, что пришел в себя журналист уже в больнице.

Джеффри Силверман, по-грузински Джони Симонишвили, не считает произошедшее февральской ночью случайностью. Его бьют в четвертый раз. И каждый раз это происходит после опубликования очередной громкой статьи. После избиения журналист обращается в посольство США. И теперь, очнувшись утром в больнице Силверман набрал хорошо знакомый номер американского посольства. Как и прежде, его историю внимательно выслушали, и уже через несколько минут в больницу приехала полиция. А вот из посольства никто приехать так и не удосужился. В интервью грузинским правозащитникам журналист рассказал, что американские дипломаты никогда ему не помогают. Для того чтобы они могли серьезно заняться его делом, им нужны две вещи. Во-первых, санкция свыше, из Вашингтона. Во-вторых, чтобы Силверман был гражданином США. А нет ни того, ни другого. Дело в том, что в 2004 году Джеффри лишили гражданства Соединенных Штатов. Теперь сотрудники посольства могут разве что переадресовывать в полицию его звонки с просьбами о помощи.

Так за что же Джеффри Силвермана сделали "мальчиком для битья", которому уродуют лицо с завидной регулярностью?

Он сует свой нос туда, куда совсем не надо. Всегда очень не вовремя появляется там, где происходят всякие темные делишки. В Грузии у него давно сложилась репутация местного Джулиана Ассанджа, который слишком много знает про войну в Южной Осетии или события в Панкисском ущелье. Только если Ассанджа потащили в суд, то нашего героя попросту избивают на ночных улицах старого Тбилиси.

19 мая 2008 года, то есть еще за три месяца до начала войны в Южной Осетии, Силверман вместе с журналистом Йаном Карвером подготовили репортаж с грузино-абхазской границы. Они сделали фото специальной железнодорожной платформы для разгрузки танков. "В 1981 году я закончил школу скаутов-разведчиков в Форт-Ноксе в штате Кентукки в США. Это американский центр бронетанковой индустрии. Благодаря этому я могу разбираться в бронетехнике. В ходе подготовки меня учили подрывать советские танки, корректировать огонь и проникать за линию фронта. Опыт, полученный мной, не оставлял никаких сомнений в том, зачем грузины построили эту разгрузочную платформу для танков рядом с абхазской границей", - писал в своем репортаже журналист.

Впрочем, известность скандального разоблачителя Силверман приобрел задолго до 2008 года. Он утверждает, что американского гражданства его лишили за публикацию опасных для Вашингтона материалов о ситуации в Панкисском ущелье. Там Джеффри работал вместе с британским коллегой Роди Скоттом. Они разбирались в махинациях, организованных неправительственными организациями США и грузинскими спецслужбами, которые снабжали чеченских боевиков деньгами. План этих махинаций был тщательно разработан, на него потратили 64 миллиона долларов из фонда Программы по подготовке и материальному обеспечению США (US Train and Equip Program). Со своими разоблачениями Силверман выступал в том числе и в эфире российского телевидения. Его напарник Роди Скотт во время этого расследования был убит.

С 2003 года Джеффри пристально следил за событиями вокруг Абхазии и Южной Осетии. Дату грузинского вторжения в Цхинвал он назвал за три месяца до начала войны. Каким-то образом журналист смог выйти на двух американских снайперов, которые учили грузин метко стрелять сначала в Гальском районе Абхазии, а потом в Южной Осетии. Они приняли Силвермана за военного, введенные в заблуждение той легкостью, с которой он пользовался специфическим армейским сленгом. Предстоящую войну снайперы называли "легкой прогулкой".

В течение многих лет журналист, более известный под грузинским псевдонимом Джони Симонишвили, ведет собственное расследование незаконных поставок вооружения в Грузию. Он обвиняет Госдепартамент США в организации этих поставок и фактическом превращении Грузии в пункт нелегального международного транзита оружия. Часть этих материалов Силверман обнародовал в эфире грузинского оппозиционного телеканала "Маэстро".

Он располагает и документальными свидетельствами поставок вооружения в период, предшествовавший грузинскому вторжению в Южную Осетию в августе 2008 года. Есть у него, например, документы о поставках сербского оружия через Иорданию. Силверман прямо указывает на структуры, которые финансировали эти незаконные поставки оружия. Это USAID (United States Agency for International Development, Агентство США по развитию демократии). Но и не только: поставки "крышевались" Госдепартаментом США и финансировались через американскую структуру, занимающуюся развитием сельского хозяйства в странах Восточной Европы.

Всякий раз, как Силверман выступал со своими разоблачениями, его тут же избивали на какой-нибудь темной улице.

Именно так и случилось, когда он предал огласке детали инцидента, произошедшего на грузино-абхазской границе в мае 2007 года, в день парламентских выборов. Тогда была организована совершенно бездарная, но очень циничная акция: сотрудники грузинских спецслужб обстреляли автобус с местными жителями, ехавшими голосовать. А официальный Тбилиси немедленно обвинил в обстреле абхазскую сторону. Однако о том, что произошло на самом деле, стало известно на первой же встрече представителей Абхазии и Грузии. Сухум представил подробные данные о том, откуда стреляли, и даже перечислил поименно сотрудников грузинских спецслужб, открывших огонь по своим согражданам, показал распечатки их телефонных переговоров и текст указания, которое руководство спецслужб дало телеканалу "Рустави 2" - обеспечить присутствие телекамер на месте будущего обстрела.

Обо всем этом грузинской публике поведал именно Джеффри Силверман. За что и был бит.

В последние "мирные годы" он тоже не сидел без дела - занимался расследованием наркотрафика, который, по его данным, координируется на уровне МВД, а основные каналы находятся под личным контролем второго человека в Грузии, министра внутренних дел Вано Мерабишвили. Чем не повод для избиения? Слишком уж много хлопот доставляет грузинским властям этот юркий мужичок, имеющий плохую привычку - оказываться в самой гуще темных историй грузинской элиты.