Мужчина и женщина

Пророссийскому политологу приписали самоубийство

Основной версией гибели грузинского политолога Рамаза Климиашвили полиция считает самоубийство. За день до его смерти к нему зашла подруга и, как она сама рассказывает, увидела газовые конфорки включенными. Однако особых причин для ухода из жизни у эксперта не было. А вот враги - были. Он говорил, что Михаил Саакашвили не оставил народу иного выбора, кроме революции, и ругал президента за провоцирование России на военные действия. Теперь он замолчал навек - как когда-то премьер-министр Зураб Жвания.

Рамаз Климиашвили был особенным политологом. Независимые СМИ цитировали его, когда требовалась критика в адрес руководства страны. Проправительственные издания и телеканалы любили выставлять его мнение, порядком урезанное и искаженное, как пример неадекватности или предательства. Некоторые считали его российским шпионом и даже обрадовались смерти.

В 2009 году депутат-альпинист Гия Тортладзе, спустившийся в законодательный орган прямо с гор, публично обвинял Климиашвили в агентурной работе и намекал на некие списки КГБ, где тот якобы значился под кличкой "Саша". И все же политолог каким-то чудом избежал ареста даже в периоды обострения шпиономании Михаила Саакашвили. Быть может, в счет старых заслуг - советов, которыми пользовался только что пришедший к власти грузинский президент.

Климиашвили - не первый сподвижник лидера "революции роз", который разочаровался, перешел в оппозицию и, в конце концов, погиб при странных обстоятельствах. До сих пор официальной причиной смерти премьер-министра Зураба Жвания считается отравление газом, почти как в случае с экспертом. Только там следствие склонилось в пользу версии о несчастном случае, а сейчас МВД почти уверено, что было совершено самоубийство.

Близкая знакомая Рамаза с русским именем Марина Терентьева сообщила, что за день до смерти пришла в гости и почувствовала запах газа. "Я сразу пошла на кухню и выключила газ. А он сказал, что я всегда прихожу, чтобы спасти его", - говорит она на видеозаписи, распространенной МВД. На следующий день по звонку дверь не открыл, и Марина вошла, отомкнув ее собственными ключами. В квартире стоял резкий запах, а хозяин был мертв.

Газовые отравления в Грузии зимой настолько распространены, что их можно считать национальным бедствием. Все дело в отсутствии центрального отопления и некачественных обогревательных приборах, в роли которых зачастую выступают обычные плиты для приготовления пищи. Стоит добавить к этому периодические отключения газа, который потом внезапно подается снова, и смерть Климиашвили не будет казаться такой странной. А что касается слов о спасительнице-Марине, то их совершенно не обязательно трактовать как доказательство суицидальных намерений. Как знать, может, эксперт намекал на то, что кто-то пытался его убрать.

Климиашвили в своих комментариях не оставлял камня на камне от той хвалы в адрес Саакашвили, которой полнятся проправительственные СМИ. Он упрекал президента за отмену виз для жителей Северного Кавказа. Такое решение, писал политолог, неизбежно приведет к тому, что террористы переберутся в Грузию, и Россия будет бомбить страну, как бомбила Панкисское ущелье в 2001 году. Как результат, Саакашвили попросит политического убежища на западе и благополучно выпутается из сегодняшней нерадостной для него политико-экономической ситуации.

В прошлом году Климиашвили заявил, что Грузия созрела для свержения нынешнего режима. "Я лично всегда повторял, что я категорически против любой политической революции, всегда это говорил, но что сейчас делать, извинюсь и скажу, что Саакашвили не оставил выбор грузинскому народу, кроме революции, - цитировала Климиашвили газета "Ахали таоба". - Я ни к чему не призываю, просто говорю, что протест таков - разозленный народ выходит на улицы и разбивает витрины, только никаких грабежей. Вот это и есть форма протеста. После этого Саакашвили сядет в самолет и сбежит".

Политолог заверял, что президент Грузии уже трижды пытался навсегда покинуть страну: два раза из-за протестных акций и еще во время войны 2008 года, но Запад не дал добро на его побег.

Климиашвили не был единственным, кто позволял себе такие экстремистские заявления в Грузии, но, как и другие, он ходил по лезвию ножа. Его публикации регулярно появлялись на страницах газеты "Грузия и мир", непосредственное отношение к которой имеет председатель организации "Историческое наследие" Тариэл Гагнидзе. Он раскрыл GeorgiaTimes некоторые подробности жизни Климиашвили, о которой даже в Грузии почти ничего не известно:

- Знаю, что некоторое время - по-моему, в 80-90-е годы - он жил и работал за границей, в Англии. У него была жена, англичанка грузинского происхождения, но с нею он расстался около 20 лет назад. После возвращения в Грузию работал в правительственных структурах по защите прав человека, был руководителем какого-то подразделения. В последнее время, лет семь-восемь, занимался политологией и публицистикой.

- Его можно назвать оппозиционным политологом?

- Смотря что называть оппозицией. Он говорил правду и давал реальный анализ.

- Как вы думаете, он мог покончить жизнь самоубийством, как предполагает МВД?

- Мое личное мнение: он не был на такое способен. Жизнерадостный человек, ничем не болел... Какие должны быть причины, чтобы убить себя? Последний раз я его видел в середине декабря. Он выглядел бодро, ни на что не жаловался.

- Газета "Грузия и мир" много потеряла с его уходом из жизни?

- Не только наша газета, вообще грузинская общественность потеряла человека, который не боялся говорить правду. А таких людей в Грузии по пальцам можно пересчитать. Это, несомненно, большая утрата для тех, кто интересуется реальным положением дел.

Надо полагать, такой оракул сильно мешал власти. Хотя блогосфера обсуждает и другие версии о том, кто был заинтересован в утечке газа в квартире эксперта. К примеру, Климиашвили иногда позволял себе резкие высказывания в адрес армян, вплоть до того, что отказывал им в существовании как нации. Выступал и против заигрываний Тбилиси с Тегераном, будучи уверен в ядерной опасности режима Ахмадинежада. Но все-таки от Ирана он был слишком далеко, а армяне к выпадам со стороны грузинских экспертов уже привыкли. Так что выгоднее всего молчание Климиашвили все-таки официальному Тбилиси. Если, конечно, отравление газом, от которого в Грузии ежегодно умирают по 15-20 человек, не простая случайность.