Такой вывод Давид Бакрадзе сделал после встречи с председателем народного собрания Болгарии Цецкой Цачевой и пообещал, что парламентские отношения между двумя странами стартуют немедленно. "Данным визитом начинается активное и серьезное сотрудничество между законодательными органами двух стран. Мы обсудили все актуальные темы, укрепление экономических отношений и насколько важно, чтобы Черноморский регион приобрел значение экономического региона, было больше транспортных перевозок, энергетические проекты", - радостно отметил спикер грузинского парламента.
В действительности, неофициальные отношения между Болгарией и Грузией начались в далеком 2007 году с поставок вооружения кавказской республике на сумму 70 миллионов долларов. Грузинское оборонное ведомство обзавелось тогда 46 противотанковыми ракетными комплексами "Фактория" и 150 ракетами, десятью тысячами неуправляемых ракет S5KP и тридцатью 60-миллиметровыми минометами S6-210, а также 3500 автоматами AR-M1 и тысячей пулеметов. Регистр ООН по обычным вооружениям свидетельствует, что на балансе кавказской республики находятся малые десантные корабли проекта 106К, противотанковые ракетные комплексы "Конкурс" и "Корнет", 120-миллиметровые минометы М-43, зенитные установки "Шилка". А также несколько ручных противотанковых гранатометов РПГ-7 и РПГ-22, боеприпасы различных видов, в том числе противотанковые и зенитные управляемые ракеты, патроны к стрелковому оружию и выстрелы к минометам.
Словом, улов силовиков Сакартвело получился богатым. Но знали бы тогда в Софии, на какие цели в 2008 году пойдет эта оборонная техника, оставшаяся в ее распоряжении еще с далеких советских времен. В результате разразился крупный оружейный скандал, от которого болгарскому правительству еле-еле удалось отмыться, да и то исключительно благодаря прорехам в международном законодательстве. Долгое время Болгария не шла ни на какие контакты с Грузией, прекрасно понимая, как она будет выглядеть в глазах европейского объединения, в которое вступила буквально за полтора года до начала грузинского вторжения в Южную Осетию.
Давид Бакрадзе, тщательно изучив историю вступления Болгарии в ЕС, понял, что даже наличие скандального прошлого и скелетов в шкафу - не повод отказываться от интеграционных надежд. Лишний участник борьбы с "внешним врагом" Европейскому союзу не помешает, если не потребует непомерных затрат. И неважно, что "робкие грузины" бежали от российских миротворцев, словно у них пятки горели. В конце концов, могут еще раз пройти военную подготовку под руководством иностранных инструкторов.
Но сейчас кавказскую республику занимают иные мысли - экономические связи и привлечение инвесторов. Именно поэтому тбилисские власти вновь обратили свой взор на Болгарию. И дождались-таки приятного ответа: госпожа Цачева приехала и, как могла, обнадежила грузин, жаждущих стать европейцами. Говорила и про теснейшие отношения, и про экономическое сотрудничество, и про всяческое содействие на пути в Европу. Тот факт, что еврочиновники вряд ли примут во внимание болгарскую протекцию, склонных к фантазиям министров Сакартвело не смущает. Не хотят они принимать в расчет и наличие у себя территориальных проблем, однозначно препятствующих вступлению в ЕС.
Почему-то команда Саакашвили усмотрела между своей страной и Болгарией принципиальное сходство. Впрочем, по части странных аналогий грузинский президент, постоянно равняющийся на Сингапур, кого хочешь за пояс заткнет. В свое время болгарская экономика испытала серьезный кризис и пережила немало драматических моментов, но путем многочисленных реформ удалось стабилизировать финансовое положение. В 2002 году Европейская комиссия восхитилась успехами государства на ниве экономики и через пять лет приняла его в свои объятия. А с Грузией все совершенно иначе: оправиться от последствий мирового финансового кризиса она не может до сих пор, о привлечении инвесторов только говорит, бросила все силы на деструктивное противостояние с Россией, которым пыталась выделиться на международной арене, но только исчерпала всеобщее терпение.
Вашингтон, так много потративший на покровительство Тбилиси, и Евросоюз, который поддерживает с Россией постоянный контакт в рамках поставок топлива, перестали обращать внимание на попытки Саакашвили выпросить очередную помощь. Рассчитывать в этой ситуации на содействие Болгарии, недвижимость на курортах которой давно раскуплена россиянами, по меньшей мере наивно. Одно дело - продать по случаю доставшееся задарма советское оружие, если покупатель готов щедро платить деньгами из чужого кармана. И совсем другое - тащить в лоно Европы кавказскую республику, опостылевшую даже самым щедрым и заинтересованным покровителям.
Но грузинские министры уже привыкли действовать по принципу "с паршивой овцы хоть шерсти клок". Обманет их надежды госпожа Цачева, не протолкнет в ЕС - ну и ладно, пусть поможет чем может. Неудивительно, что на встречу со своей болгарской коллегой спикер грузинского парламента пригласил главу грузинского экономического ведомства Веронику Кобалия. Всем известно, как она упорно стремится заключить как можно больше меморандумов и соглашений с каждым, кто случайно или намеренно оказывается на вверенной ей территории. Правда, только основной поток инвестиций в сектор недвижимости и энергетику Болгарии, составляющий порядка полутора миллиардов евро, идет из РФ.
Способна ли Грузия корысти ради презреть свои же политические соображения - и вытягивать из очередного партнера денежные ресурсы, которые тот получает от ненавистной России? А почему бы и нет. Наоборот, есть какая-то изюминка в том, чтобы заполучить средства, некогда побывавшие в руках "главного противника". Похоже, в погоне за Евросоюзом и блоком НАТО Тбилиси окончательно утратил нюх, и деньги теперь для него не пахнут.