Maersk. Через свою дочернюю структуру APM Terminals она приобрела 80 процентов грузинского порта у арабского инвестиционного холдинга RAKIA. Примечательно, что датчане не впервые пытаются способствовать развитию экономики кавказской республики. Первое сотрудничество началось еще в 2004 году, но спустя четыре года инвесторам пришлось бежать из воинственной Грузии. Неужели скандинавы вновь вернули мандат доверия Михаилу Саакашвили и его правительству?
Как и ожидалось, арабский холдинг RAK Investment Authority собрал вещи и потянулся на выход, предварительно выставив акции свободной индустриальной зоны Поти на открытые торги. Учитывая плачевное состояние тамошних терминалов, а также запутанную ситуацию со строительством порта Супса, все гадали, кто вместо арабов решит ввязаться в проектирование воздушных замков. Датская судоходная компания A.P. Moller - Maersk Group, чьи представительства открыты в 125 странах, предприняла отчаянную попытку в очередной раз спасти грузинскую экономику. И через "дочку" выкупила у арабов лицензию на ведение коммерческой деятельности в порту.
Примечательно, что датскому бизнес-конгломерату опыта в Грузии не занимать. Семь лет назад он уже пытался войти на рынок кавказской республики, предложив долгосрочное сотрудничество дочерней структуре "ГЖД" - "Сакартвелос ркинигза". Совместными усилиями они разработали проект запуска специального поезда и обустройства терминала, чтобы значительно увеличить объем перевозок по железной дороге. И в этом деле Moller - Maersk весьма преуспела. Концерн оперирует крупнейшим в мире контейнерным флотом, куда входит судоходная компания Maersk Line, чье количество судов вместимостью 1,9 миллиона TEU насчитывает порядка 500 кораблей и барж.
Но в 2008 году, когда Михаилу Николозовичу приспичило поиграть в солдатиков на территории Южной Осетии, датские инвесторы вынуждены были бежать в соседнюю Армению. После чего интерес скандинавов к Грузии заметно поубавился. Вновь заманить Moller - Maersk Group в свободную индустриальную зону, которая была призвана конкурировать с Дубаем, удалось совершенно случайно - благодаря не самым радостным событиям. Машрик и Ближний Восток охватило пламя революций. Массовые бунты в арабских странах стали причиной приостановки морских перевозок из Египта в Грузию. А так как датская судоходная компания имеет в своем распоряжении транзитные пути в двадцати одном регионе мира, то идея привлечь ее к восстановлению порядка в Поти показалась весьма удачной. Пока не построен Супса, именно в потийский порт свозят основное количество грузов, поступающих на территорию кавказской республики.
Тем не менее, реальность куда непригляднее, чем может показаться поначалу. Спасение Поти - не самая важная стратегическая задача Министерства экономики и устойчивого развития. Главное, на что уже облизывается грузинское правительство - это совсем иная отрасль деятельности конгломерата, который контролирует около 85 процентов датской добычи нефти в Северном море вместе с партнерами, нефтяными компаниями Shell и Chevron. Moller - Maersk Group располагает 17 нефтяными танкерами и 8 танкерами по перевозке сжиженного природного газа, а также 4 платформами для добычи энергоресурсов и 28 плавучими буровыми установками.
Такие богатства должны помочь грузинскому лидеру Михаилу Саакашвили осуществить его давнюю мечту - превратить страну в транзитного лидера на Южном Кавказе. Если датский инвестор станет возить топливо через Черноморский регион, то Грузия на регулярной основе будет получать в свою копилку приличные деньги, которые с успехом продолжит спускать на нерентабельные проекты.
Но вот незадача: у датчан есть и другие стратегические партнеры, которые могут заставить Михаила Николозовича скрежетать зубами от злости. В Москве 3 марта состоялась рабочая встреча заместителя председателя правления российского концерна "Газпром" Александра Ананенкова и вице-президента компании A. P. Moller-Maersk Group Клауса Руда Сайлинга. Стороны достигли определенных успехов в переговорах: сформировали совместную экспертную группу, которая станет заниматься разработкой конкретных предложений по бурению скважин на месторождениях северных морей. И для создания специализированной техники, которая сможет работать в условиях Арктики, лучших помощников, чем российские судостроительные компании, датчане так и не нашли.
В такой ситуации с трудом верится, что у Moller - Maersk останется время возиться с грузинской экономикой. Скорее всего, акции, выкупленные у арабского холдинга RAKIA, рассматриваются в качестве краткосрочных инвестиций. Только вот перепродавать их надо быстрее. Неровен час по региону расползутся сплетни о "черной дыре" Поти, пожирающей чужие миллионы.