Мужчина и женщина

Штаты предали Якобашвили

Замечательная возможность высказать свои претензии к западным партнерам Грузии представилась бывшему министру по реинтеграции Темуру Якобашвили. На конференции, посвященной двадцатилетию независимости кавказской республики, нынешний грузинский посол в Соединенных Штатах выступил с пламенной речью. Эмоциональность, с которой он клеймил западных партнеров, понятна. Несколько лет Тбилиси отрабатывал денежки Вашингтона, поносил Москву и пытался воспрепятствовать увеличению степени фактической независимости Абхазии и Южной Осетии.

Теперь оказывается, что европейское сообщество вовсю налаживает экономические контакты с частично признанными республиками, и уже не слишком хорошо помнит, по какому поводу возник серьезный сыр-бор в августе 2008 года. И путаные объяснения грузинских дипломатов о неудобном положении Грузии в регионе и о коварном северном соседе, который положил глаз на двадцать процентов территориальной целостности, уже не выглядят столь убедительными. С остальными же государствами на Южном Кавказе, по мнению Тбилиси, отношения установились ровные и доброжелательные.

"Если вы исключите Россию, а происшедшее с ней является трагедией, я должен сказать, что мы достигли впечатляющих результатов, чтобы снять проблемы с соседями. Нравится вам это или не нравится, но Россия - часть большого Кавказа, и, естественно, имеет там национальные интересы. Мы бы хотели видеть со стороны России уважение наших национальных интересов, нашего суверенитета и независимости и права для всех государств Южного Кавказа выбирать свое будущее без внешнего вмешательства", - рассказывал американским друзьям министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, когда выступал на конференции "Стратегия США в отношении Южного Кавказа и Каспия".

Вместе с тем, кавказская республика упорно отказывается признавать, что происходящее в стране - не результат действий третьей стороны в виде России. Режим Михаила Саакашвили и проповедуемый им вектор внешней политики сделал заложниками обыкновенных граждан, которые до сих пор не понимают, почему они обязаны страдать из-за комплексов выбранного некогда лидера. И он наивно полагал, что российско-грузинский конфликт, который пребывает в глубоком анабиозе, смогут разрешить Соединенные Штаты. Ведь в действительности Вашингтон подстрекал Тбилиси к провокации, убеждая, что в случае провала обязательно подставит свое сильной натовское плечо. Как теперь объясняет господин Якобашвили, отказ признавать столь очевидный факт стал серьезной ошибкой грузинского руководства.

Согласно опубликованным документам на сайте Wikileaks, телеграммы американских дипломатов, отправленные из Брюсселя во время боевых действий в Грузии в 2008 году, свидетельствуют: Вашингтон, наряду с некоторыми восточноевропейскими странами, активно лоббировал принять "строгое заявление" Североатлантическим советом НАТО против России. Однако встретил сопротивление со стороны некоторых своих союзников по блоку. Разумеется, в тот момент США не посчитали нужным объяснить Грузии, что некоторые действия тбилисских властей могут сыграть с ними злую шутку.

"Мы сейчас сидим в клетке со свирепым медведем, который готов наброситься на нас, а наши западные партнеры говорят нам: "Поговорите с медведем! Будьте к нему ласковы, улыбайтесь ему и попытайтесь его очаровать". Простите, но это не работает", - жалуется посол Грузии в США. Удивительно, что это перестало работать ровно в тот самый момент, когда Америка сама засомневалась в адекватности грузинского ставленника Михаила Николозовича. И пригрозила, что деньги станет давать и в дальнейшем, но хотела бы видеть качественный результат. Пока же в переговорах с россиянами Мишико терпит полное фиаско.

Можно предположить, что политическое решение в отношении обоих государств будет обязательно принято. Вопрос в том, какими последствиями оно обернется для Грузии. Новая политика Кремля в отношении Запада - лучшая гарантия успеха прагматичных целей России по достижению собственных национальных интересов. А вот грузинские власти рискуют остаться за порогом новой дружбы, поскольку только вносят сумятицу и очень часто принимают те решения, о которых их не просят. Так зачем, господин Якобашвили, на зеркало-то пенять?