Весна в Грузии - время оппозиции. Каждый год несогласные республики заявляют об акциях протеста, которые должны привести к отставке нынешнего главы государства Михаила Саакашвили. Эксцентричный грузинский лидер, впрочем, и по сей день сохраняет за собой президентское кресло, а через три года планирует стать премьером и продолжать руководить страной, поскольку одобренные парламентом поправки в конституцию фактически означают сосредоточение власти в руках председателя правительства.
Тем не менее, на этот раз к выражению праведного гнева оппозиция подготовилась серьезно. 21 мая на улицы вышли сторонники "Народного собрания", одним из лидеров которого является Нино Бурджанадзе. По данным СМИ, в акции приняли участие около пяти тысяч человек. Они постарались прорваться к зданию Общественного телевидения, но полиция применила против манифестантов дубинки и слезоточивый газ. На следующий день "правоохранительные" органы республики продолжили атаковать оппозиционеров, задействовав еще и резиновые пули.
Прогнозируемый сценарий. Но нынешние акции оппозиции нельзя сравнить с теми, которые проходили в республике, к примеру, два года назад. На этот раз Нино Бурджанадзе в ходе митинга все-таки удалось пробиться в телеэфир и объявить о начале революции. Более того, экс-спикер получила серьезную поддержку в лице "Грузинской партии" и лично Левана Гачечиладзе. Отношения двух видных оппозиционеров нельзя назвать простыми, однако в минувшее воскресенье бывший кандидат в президенты прибыл на митинг к Общественному телевидению страны и заявил, что забывает о распрях, после чего прилюдно расцеловал Бурджанадзе, пишет ВЗГЛЯД.
Наконец, в ближайшее время ожидается прибытие в Грузию экс-главы Минобороны страны Ираклия Окруашвили, ныне проживающего во Франции. Он уже обратился с призывом к грузинскому народу не соблюдать нейтралитет. Оппозиционер сообщил, что осознанно намерен потерять политическое убежище. "С того дня, как только я вступлю на землю Грузии, я теряю право на возвращение во Францию. Я делаю это осознанно, и отрезаю путь для отступления. Я хочу, чтобы это стало своеобразным посланием для тех людей, которые наблюдают через телевизор за развитием событий", - отметил один из лидеров "Грузинской партии".
Министерство внутренних дел республики уже предупредило Окруашвили, что в случае возвращения его ждет арест. "Мы поймаем его сразу, как только он переступит границу Грузии, - отметил глава информационно-аналитического департамента силового ведомства страны Шота Утиашвили. - Правовое преследование против него не прекращено". Но, судя по всему, бывшего министра обороны не смущает это обстоятельство. Либо у него есть план, по которому он, с одной стороны, поддержит несогласных, а с другой - оставит главу МВД Вано Мерабишвили с носом.
Как будут развиваться события - предсказать сложно. В беседе с корреспондентом GeorgiaTimes оппозиционный грузинский парламентарий Петре Мамрадзе отметил, что авторитарный режим Саакашвили может максимально использовать тему возвращения Окруашвили для любой провокации и силовых действий. "Если он как-то сможет проникнуть в Грузию, то власти применят санкции, обвинят его в измене Родине и заявят, что за этим стоит Россия, которой, конечно же, и в кошмарном сне не приснится влиять на процессы в республике", - считает Мамрадзе.
Говоря же о примирении Бурджанадзе и Гачечиладзе, наш собеседник подчеркнул, что, к сожалению, доверие значительной части населения по отношению к оппозиции в целом утрачено. "За один-два дня его восстановить трудно, - полагает парламентарий. - Думаю, сначала оппозиция должна объединиться, тем паче, прекратить поливать грязью друг друга, и доказать народу, что оппозиция отложила свои разногласия и амбиции в сторону. На это нужно время, труд и энергия. И лишь тогда, когда доверие к оппозиции будет существовать, акции и борьба с режимом, который каждый день приносит Грузии вред, достигнут цели".