Шумиха, которую поднял в прессе своими неоднозначными высказываниями посол Грузии в Армении Тенгиз Шарманашвили, вероятно, утихнет еще не скоро. Дело в том, что дипломат дал пресс-конференцию, где подробно остановился на двусторонних отношениях Тбилиси и Еревана. И одно из его заявлений, которое приводят некоторые СМИ, прозвучало крайне любопытно. "Если вы внимательно проследите за политикой Грузии, вы заметите, что мы ни друзьям, ни врагам никогда не позволяем диктовать нам политику, - цитирует Шарманашвили 1news.az. - Мы открыто заявили, что мы с Арменией друзья, и никакая третья страна никогда не повлияет на эти отношения, ни о какой изоляции Армении не может идти речи".
Понятно, что здесь дипломат высказался довольно абстрактно, но вслед за этим он стал рассуждать о проекте Баку-Тбилиси-Карс, основной целью которого является доставка нефти через территорию Турции в Европу. По словам Шарманашвили, этот проект перспективен в экономическом отношении, однако грузинская сторона "не намерена ставить под вопрос отношения с Ереваном из-за этих экономических перспектив и неоднократно доказывала, что никогда не пойдет на блокаду Армении".
И, наконец, на вопрос о том, сможет ли Армения воспользоваться этим железнодорожным сообщением для осуществления грузоперевозок и пассажироперевозок в Европу, Шарманашвили подчеркнул, что Грузии не могут ставить условий относительно того, как эксплуатировать железную дорогу, которая находится на территории республики. "Это будет экономически открытая дорога, и ею будут пользоваться все экономические субъекты, которые заключат соответствующие договора, - сказал он. - Если хоть раз допустить, чтобы кто-либо повлиял на твою политику подобным образом, другие страны захотят того же, так что мы этого не допустим".
Читайте по теме: Баку бросает деньги на грузинские рельсы
В некоторых азербайджанских СМИ монолог посла сразу же вызвал волну негодования. Так, газета "Зеркало" написала: высказывания Шарманашвили по своей тональности и содержанию дают достаточно оснований предположить, что в политическом диалоге между Баку и Тбилиси не все гладко. "Иначе как понимать новые интерпретации, диаметрально противоположные духу отношений между Азербайджаном и Грузией? - приводит фрагмент текста "Новое время". - Грузинский посол забыл о политико-экономических составных азербайджано-грузинских отношений и пустил под откос системный комплекс взаимоотношений стран-партнеров".
Данная позиция, полагаю, не нуждается в дополнительных комментариях. Как известно, на этой неделе грузинский парламент ратифицировал соглашение с Азербайджаном о выделении Грузии дополнительных 575 миллионов долларов в качестве долгосрочного кредита для завершения строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Деньги немалые, и вполне очевидно, что после предоставления финансовой помощи подобные словесные пассажи господина Шарманашвили азербайджанскую сторону порадовать никак не могли, учитывая, мягко говоря, напряженные отношения между Баку и Ереваном.
Очевидно, поняв всю серьезность положения, Тбилиси решил сделать работу над ошибками своего резидента. Накануне в МИД страны прошла встреча грузинских дипломатов с их азербайджанскими коллегами, на которой как раз и обсуждались заявления оскандалившегося посла. И, как сказал по ее итогам представитель пресс-службы внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльман Абдуллаев, Баку дали понять, что посол Шарманашвили "не делал каких-либо заявлений относительно Азербайджана, а его слова были искажены армянскими журналистами".
Пожалуй, перекладывать ответственность на прессу в данном случае было бы достаточно наивно. Как журналисты могли придумать за дипломата целую речь? И вовсе не факт, что объяснения Тбилиси устроят азербайджанскую сторону. А Сакартвело, между прочим, сейчас крайне заинтересована в развитии двустороннего сотрудничества с Баку.
Читайте также: Фантазии Саакашвили включают невербальные элементы
Кстати, год назад Михаил Саакашвили заявлял, что Грузия и Азербайджан должны установить конфедеративные отношения, поскольку их сотрудничество выходит за рамки просто партнёрского и союзнического. "Наши страны - это продолжение друг друга, окончание друг друга и части одного организма", - говорил он. Теперь, после скандала с Шарманашвили, однозначно утверждать, что этот организм будет работать слаженно, Мишико вряд ли станет.