Мужчина и женщина

Анкваб выставил Шамбе счет

Нынешний состав правительства Абхазии, вне зависимости от результатов выборов, будет работать до конца сентября. Однако очень скоро глава кабинета министров Сергей Шамба станет кандидатом в президенты, и все свои действия и заявления ему уже сегодня приходится сверять с "предвыборными часами". То же самое касается и исполняющего обязанности президента Александра Анкваба. Он, как и прежде, ездит инспектировать строительные объекты, но речи его становятся все более похожими на речи кандидата на пост главы республики.

Со времени скоропостижной смерти бывшего президента Абхазии Сергея Багапша не прошло и сорока дней, и потому начинать громогласные предвыборные речи некрасиво. Но в закулисье борьба уже идет вовсю. В конце минувшей недели предметом бурных дискуссий стал - в другое время, может быть, не столь заметный - вопрос продажи ресторана.

Речь идет о самом известном в абхазской столице ресторане "Нарта", который существует не одно десятилетие, и который посещают уже несколько поколений жителей и гостей города. Ресторан находится на набережной, там всегда очень хорошая кухня и плохой сервис. Но принадлежит ресторан по-прежнему государству, и сегодня всё это выглядит очень по-советски. Например, музыкальный репертуар, который сопровождает посетителей в "Нарте", устанавливается специальной директивой министерства культуры.

Правительство решило продать ресторан - и не кому-нибудь, а тем людям, которые взяли его в аренду сразу после войны и вложили в его реконструкцию за эти годы около10 миллионов рублей. Продать решили за три миллиона триста тысяч рублей, то есть, не совсем уж даром. В иное время решение прошло бы без сучка и задоринки, но министры вспомнили, что через два месяца президентские выборы, а у каждого из них своя партия. В чем тонкий политический подтекст всей этой ситуации?

В Абхазии каждая сделка по продаже госсобственности может привести к тому, что правительство обвинят в "распродаже родины". Хотя в данном случае покупатели и являются гражданами страны, такой разговор все-таки может возникнуть. Поэтому вопрос ресторана для некоторых министров стал площадкой для политических заявлений. Резко против продажи выступили вице-премьер Беслан Кубрава и министр по налогам и сборам Вахтанг Пипия. Они заявили, что не допустят, чтобы их обвинили в распродаже государственного имущества за бесценок. Цена в три с лишним миллиона рублей кажется им неадекватной, учитывая, что, по словам министров, квартира в центре Сухума стоит пять миллионов рублей.

Одним словом, министры прокатили уже почти принятое решение, и правительство отложило вопрос с рестораном до лучших времен.

Но у всей этой ситуации есть и еще более тонкий уровень. Чтобы "учуять" подковерную игру, надо знать, что все решения правительством Абхазии фактически принимаются в ходе предварительного согласования. Это значит, что на заседание кабинета министров выходит готовый проект постановления, утвержденный всеми министрами и завизированный ими. Таким образом, министры, оказавшиеся в оппозиции к по сути принятому решению о продаже ресторана, решили высказать свое мнение не во время кабинетных консультаций, а во время публичного обсуждения - "под камеру". Такого осторожные политики не делали никогда. Вся эта ситуация очень невыгодна премьеру Шамбе, который предлагал продать ресторан, и теперь получается, что за бесценок. А надо вспомнить, что министр финансов Беслан Кубрава и министр по налогам и сборам Вахтанг Пипия, которые выступили против продажи, являются "людьми Анкваба". Во всяком случае, именно Анкваб продвинул Кубрава на должность вице-премьера и министра финансов, считая некогда выпускника Ленинградского университета очень талантливым экономистом. Таким образом, счет в противостоянии Анкваб - Шамба открыт. Пока цифры таковы - 1:0 в пользу Анкваба.

Вряд ли кто-то из кандидатов во время предвыборной кампании предложит новую национальную идею. Поэтому вся борьба сфокусируется вокруг взаимных претензий по поводу разных мелочей. Впрочем, эти "мелочи" для населения имеют большое значение, и кандидаты постараются их использовать.

Депутат городского собрания Сухума Алексей Ломия организовал пресс-конференцию, во время которой представил факты коррупции при расходовании средств городского бюджета. В качестве одного из примеров он привел замену освещения на одной из центральных улиц. Ломия сказал, что в сметной документации указано больше столбов, чем вообще может быть установлено на этой улице, и стоимость работ и материала сильно завышены. Также депутат подверг критике практику сухумской мэрии по озеленению города. В то время как Сухум начал утопать во всяких разных цветах, депутат обнаружил, что доставляются они по баснословным ценам. Каждый розовый куст по смете стоит так, как будто его купили у спекулянтов на рынке.

Алексей Ломия - не просто депутат. Он является начальником управления по борьбе с экономическими преступлениями республиканского МВД, и, несомненно, восходящей звездой абхазского политического поля. Свою скандальную пресс-конференцию он провел не в контексте предвыборной кампании, но мэрии просто необходимо отвечать на эти обвинения, чтобы не потерять лицо в глазах избирателей.

Ответ мэра абхазской столицы Алиаса Лабахуа не заставил себя долго ждать. Не будем его подробно цитировать, скажем лишь, что мэру пришлось детально готовиться к ответу, поднимать сметы, запрашивать цифры. Главный его аргумент в споре с Ломия, что депутат отстал от жизни и не знает нынешних расценок на технические работы. А по поводу цветов - выяснилось, что они действительно дороговаты, но дело в том, что их выращивает единственный в Абхазии итальянский инвестор, и его надо поддержать.

Предвыборная кампания стартовала. Явных фаворитов в ней нет. За голоса избирателей предстоит жесткая борьба. И в ней решающее слово будет за теми, кто сможет удачнее обыграть проблемы, буквально лежащие под ногами избирателя, или растущие под ногами, как дорогие итальянские цветы.