Мужчина и женщина

Операцию "Энвер" повторили на бис

Вчера в Батуми был вынесен приговор целой партии "российских шпионов". Очень значительные тюремные сроки получили девять человек, из которых пятеро - граждане России, четверо - граждане Грузии. Это результат расследования самой первой, и до сих пор самой мощной постановки грузинских спецслужб. Называлась эта операция "Энвер". Тогда в сотрудничестве с российскими спецслужбами обвинялись жители Батуми и других регионов Грузии.

Дело было шито белыми нитками, и в какой-то момент казалось - власти Грузии осознали, насколько непрофессионально был подготовлен процесс. Но теперь мы знаем, что с операции "Энвер" фактически началась новая страница истории страны. Шпиономания и параноидальный страх по отношению к России ныне руководит действиями властей Сакартвело.

Корреспонденты GeorgiaTimes следили за развитием событий и не раз публиковали статьи, в которых свои комментарии по поводу процесса давали родственники жертв грузинского "правосудия".

Вчера стало известно о том, что один из наших героев, 63-летний пенсионер Юрий Скрыльников из города Зеленокумска Ставропольского края, получил 14 лет тюрьмы за "прямое сотрудничество с ГРУ".

Все началось с показа документального фильма "Энвер" на телеканале "Рустави 2". В этом фильме сотрудник грузинской контрразведки рассказывал о своем героическом опыте общения с разведкой РФ, в результате которого ему удалось добыть сверхценные сведения о российской резидентуре в Грузии. Он указал ряд фамилий, как потом выяснилось, уже заведомо арестованных департаментом конституционной безопасности Грузии людей.

Тогда в этом списке и оказался Скрыльников, с рождения проживший в Батуми и лишь на пенсии переехавший в Россию, а также несколько других жителей этого города, русских и грузин.

В мае прошлого года Скрыльникова арестовали прямо на границе - на контрольно-пропускном посту "Верхний Ларс", когда пенсионер ехал отдыхать в Аджарию. Процедуры при этом были соблюдены. Закрыли пенсионера по обвинению в переходе границы по поддельному паспорту, ну и еще нашли у него фальшивые доллары.

Михаил Вялов, некогда директор одной из батумских школ, тоже оказался под следствием по обвинению в шпионаже вместе с батумцем Петрэ Девришадзе, дети которого учились в школе, которой руководил Вялов.

Когда люди попали в тюрьму, с ними, естественно, начали проводить следственные мероприятия, итог которых теперь известен. Всем предлагалось оговорить себя, признаться в связях с российскими спецслужбами. Теперь уже общеизвестно, кто согласился, а кто нет. Петрэ Девришадзе и еще один человек приняли решение сотрудничать со следствием в рамках так называемого "процессуального соглашения". На практике это означает, что они сознались в содеянном и подписали бумаги, в которых сообщается ложная информация о других участниках дела.

Вчера в Батуми осудили девять человек. Впоследствии к ним присоединились и оказавшиеся по аналогичному обвинению в тюрьме граждане Грузии, служащие вооруженных сил. Все они были приговорены к 11 годам тюрьмы, а "герои" операции "Эенвер" Юрий Скрыльников и Руслан Галогрэ, который также признан виновным в сотрудничестве с ГРУ - к 14-летним срокам.

Перед зданием Батумского суда вчера было очень многолюдно. Впервые за долгие месяцы родные обвиняемых смогли их увидеть. Понятно, что с момента ареста им ни разу не дали встретиться с близкими. Ведь все эти дела имеют гриф "совершенно секретно" - как в 1937-ом году. Адвокаты обвиняемых охарактеризовали процесс как "абсурд", который носит заказной характер. У обвинения не было даже косвенных улик против подсудимых. Но помимо этого упомянем еще один момент. Дело в том, что и Юрий Скрыльников, и ряд других фигурантов шпионского дела уже пережили один судебный процесс в ноябре прошлого года. Тогда судьи также вынесли обвинительный приговор. Скрыльников получил 18 лет тюрьмы. Так что сегодня его родные, как это ни цинично звучит, могут "радоваться" тому, что его срок сократили аж на четыре года. И если он выживет, а у него больное сердце и много других проблем со здоровьем, то выйдет из тюрьмы в возрасте 77 лет.

Как мы видим, о соблюдении процессуальных норм и законодательства речи в принципе не идет. Эта игра была поставлена ради внимания международного общественного мнения, а оно давно забыло об операции "Энвер". И теперь судьи творят все, что хотят.

Операция "Энвер" дала старт совершенно новому процессу в политике Грузии. Антироссийскую риторику и параноидальный страх перед северным соседом властям Сакартвело необходимо было подкрепить реальными доказательствами вредительских действий со стороны России. Так и появилось второе дело шпионов, в результате которого вчера на скамье подсудимых оказались грузинские военнослужащие, в том числе военные летчики, которые, по версии обвинения, выдавали стратегические тайны российской стороне во время августовской войны 2008 года.

Потом начались громогласные успехи грузинских силовиков в раскрытии терактов, которые якобы организовывали российские спецслужбы на территории Грузии на абсолютно дилетантском уровне. И вот вчера стало известно о том, что враг совсем близко подобрался к президенту Грузии Михаилу Саакашвили, и враг этот - его личный фотограф, который продавал снимки "структуре, близкой к спецслужбам".

Оказывается, все эти спектакли ставятся не просто с целью привлечь внимание мирового сообщества и оправдать неадекватную реалиям антироссийскую позицию. Все глубже. В интервью GeorgiaTimes политолог Паата Закареишвили сказал, что главная цель всех этих проектов - влияние на собственно общественное мнение Сакартвело. Грузинское общество находится под невероятно мощным прессом пропаганды. В основной своей массе, люди в Грузии смотрят находящиеся под полным контролем властей телеканалы. А там, кроме "сводок с полей", где сообщается об успехах в строительстве, привлечении инвестиций и создании новых рабочих мест, важное место уделяется борьбе с врагом, естественно, тоже успешной. Все это очень важно для поддержания лояльности общества в условиях авторитарного режима, который со временем становится все ближе к Туркменистану - единственному на постсоветском пространстве аналогу режиму Саакашвили.