Мужчина и женщина

Сердюков привез мир в "Сухум"

Хотя международный аэропорт имени Ардзинба в Сухуме по-прежнему закрыт для гражданской авиации, здесь регулярно садятся спецборты из Москвы с высокими чиновниками. В этот раз прилетел министр обороны России Анатолий Сердюков. Но встречали гостя не всей гурьбой, как принято в Сухуме: были только его абхазский коллега Мераб Кишмария и посол РФ в Абхазии Семен Григорьев. Сердюков приехал работать. Основных тем было две: сотрудничество в оборонной сфере и ситуация вокруг санатория "Сухум".

О ней и расскажем поподробнее. Если вы собираетесь в отпуск в Сухум, то мы рекомендуем вам именно этот санаторий. Несмотря на то, что по статусу он военный, отдыхают здесь все, кто способен заплатить. А цены, кстати говоря, довольно низкие. Купив сюда путевку, вы получаете в качестве бонуса роскошный субтропический парк, огороженную территорию и шикарный пляж. Правда, инфраструктура изрядно обветшала, и по уровню сервиса это - далеко не Турция. Зато и стоит все небольших денег. А если вы из семьи военнослужащего, то вообще практически бесплатно.

Видимо, с момента постройки в 70-х годах санаторный комплекс принадлежит Министерству обороны. Раньше советскому, теперь - российскому. До самого последнего времени на этой территории было два санатория - Московского военного округа и Системы противовоздушной обороны. В прошлом году их с большим скандалом совместили. Сотрудники не хотели объединяться. Дело в том, что сейчас в системе Министерства обороны России происходит сокращение штатов и новая комплектация имущества. Было ясно, что слияние санаториев приведет к сокращению части персонала. Поэтому работники и взбунтовались. Но прогнуть российское оборонное ведомство им не удалось - из двух санаториев сделали таки один.

Но в этот раз скандал получился куда шире и потребовал приезда самого министра обороны РФ. Военные решили провести реконструкцию объекта, чтобы сделать его соответствующим духу времени. Но такая реконструкция - вопрос не одного дня, месяца и даже года. И штат санатория совершенно обоснованно обеспокоен своей дальнейшей судьбой.

14 апреля министр обороны России Анатолий Сердюков издал приказ, согласно которому все сотрудники были уволены, а рабочие места сохраняли лишь 200 человек технического персонала. 1300 человек оказались на улице. Для 80-тысячного города это целая социальная группа, которая решила жестко отстаивать свои права. Сначала они небольшими группами ходили на приемы к первым лицам государства. Но те ничем не смогли помочь. Ведь санаторий находится в юрисдикции другого государства, и особых механизмов для влияния на тамошнюю ситуацию у абхазских властей нет. Когда эти походы оказались безрезультатны, уволенные сотрудники провели митинг перед стенами парламента.

Депутаты создали специальную комиссию, которая должна была разобраться с вопросом, но и это не дало никаких результатов. Тогда персонал пошел на радикальные меры - перекрыл одну из главных городских магистралей прямо перед воротами санатория. Все это уже стало попахивать скандалом на достаточно высоком уровне, так как в дело вмешалась политика. Выяснилось, что парламентом до сих пор не ратифицировано соглашение с Россией о военном сотрудничестве. А оппозиция напомнила, что, согласно абхазскому законодательству, все имущество на территории республики является собственностью государства. Документов же, которые регулировали бы порядок взаимоотношений Сухума и Москвы, в военном санатории нет.

В общем, ситуация потребовала присутствия министра обороны РФ. После его встречи с исполняющим обязанности президента Александром Анквабом все вроде бы встало на свои места.

Власти Абхазии пообещали компенсировать сотрудникам две трети их зарплаты до тех пор, пока они не найдут новую работу. А Сердюков заявил, что Министерство обороны построит новый современный комплекс, большая часть рабочих мест в котором будет зарезервирована для местных жителей.

Итак, по результатам разбора полетов можно сказать, что частично требования уволенных сотрудников выполнены. Они не останутся без денег, по крайней мере, части своей зарплаты. Но с прицелом на дальнюю перспективу их дела, конечно, плохи. Гостиничный комплекс, который выстроят на месте санатория, потребует современных квалифицированных кадров. Нынешние сотрудники похвастаться этим не могут. Они все работают с советских времен. К тому же их довольно высокая по абхазским меркам зарплата отталкивалась не от рентабельности объекта. Они получали стабильную зарплату российского министерства обороны вне зависимости от сезона, заполнения туристами. Штат был раздут, тут работали целыми семьями. Теперь лавочка закрыта.

На фоне конфликта в санатории на втором плане остались все остальные вопросы повестки дня - при всей их политической важности. А говорили Сердюков с Анквабом и по поводу численности военнослужащих, и про строительство военного госпиталя, оснащенного самым современным оборудованием, и о многом другом. Но тема военного санатория сейчас больше всего интересует людей, которые остались без легкого сезонного заработка.