Информация о том, что представитель агентства European Pressphoto Agency (EPA) Зураб Курцикидзе, фотограф администрации президента Ираклий Геденидзе и фотограф МИД Грузии Георгий Абдаладзе дают признательные показания, появилась еще в конце прошлой недели. В МВД республики, правда, комментировать этот факт отказались.
На выходных ситуация прояснилась. С заявлением выступили адвокаты Георгия Абдаладзе, которые подтвердили, что их подзащитный дал показания с признанием. Однако юристы усомнились в искренности фотографа. "У всех нас возникло впечатление, что это признание вызывает очень большие подозрения", - приводит Civil.ge слова адвоката Рамаза Чинчаладзе. Он рассказал о том, что незадолго до начала официального допроса Абдаладзе не собирался признавать свою вину и повторял, что не совершал никаких преступлений, тем более шпионажа. Однако с появлением следователя и прокурора Абдаладзе, к всеобщему удивлению, заявил, что полностью признает себя виновным.
Читайте также: Саакашвили нашел шпионов у себя дома
"Показания Абдаладзе с признанием вины частично странные и частично непонятные", - вторит Чинчаладзе адвокат Мераб Чиковани. А у главы правозащитной организации "солидарность с политзаключенными" Эки Беселия, по ее же словам, возникло впечатление, что этот шаг Абдаладзе стал результатом давления со стороны следствия. Тем более учитывая тот факт, что в показаниях, которые были зафиксированы на видеозаписи, было множество несоответствий.
Сдаваться юристы не собираются. Ведь выбитые из фотографов показания не означают раскрытия дела. По мнению адвоката по уголовным делам Давида Коркоташвили, признание имеет юридическую силу лишь тогда, когда оно прозвучало на судебном процессе. Именно оно учитывается при вынесении приговора. Об этом говорит и бывший генеральный прокурор страны Гия Мепаришвили. "Осуждение человека на основании одного доказательства, пусть это и будет признательным показанием, невозможно, - уверен он. - Уголовное преследование человека и задержание возможно в случае единства доказательств". Причем доказательств таких, по словам Мепаришвили, должно быть как минимум два.
Читайте также: ″Дело фотографов″ вернуло Грузию в СССР
А значит, МВД нужно задуматься над тем, как эти доказательства поскорее выдумать. Времени до первого сентября, когда начнется судебный процесс, все меньше. Впрочем, у грузинских силовиков уже есть необходимый опыт, который они получили, состряпав сериал под названием "Энвер" про абхазских террористов, нанятых ГРУ. Все они, кстати, уже получили сроки. Реальные люди - от двух до пятнадцати лет, а виртуальные персонажи, придуманные для целостности картины - заочные наказания.
Мириться с произволом властей в Грузии не намерены. Уже четыре десятка СМИ выступили с совместным заявлением, в котором говорится, что полученные с принуждением показания не убеждают журналистов в шпионской авантюре их коллег. "Мы считаем, что эти действия, в связи с которыми ответственность в первую очередь возлагается на президента и на первых лиц силовых ведомств, попирают наши права как представителей СМИ и наносят огромный вред международному имиджу нашей страны", - отмечается в документе.
А тем временем в ведомстве Вано Мерабишвили уже открыто говорят о том, что власти страны намеренно акцентируют внимание общества на шпионских скандалах, разворачивающихся в республике. "Многие попадают просто по глупости или незнанию. Поэтому мы так пиарим эти шпионские скандалы. Чтобы люди знали, что может произойти и что их ждет. Это же безопасность государства", - сказал сегодня глава аналитического департамента МВД Шота Утиашвили.
Что ждет добропорядочного гражданина Грузии - все уже поняли. Любой человек, будь-то дворник, учитель, врач или фотограф, в любую минуту может быть обвинен в шпионаже в пользу задокументированного "внешнего врага", даст те показания, какие будут нужны следствию, и сядет за решетку на длительный срок. Высокие чины заявят о раскрытии громкого дела, а с международных трибун выступит лидер страны Михаил Саакашвили. Все идет по накатанной.