Мужчина и женщина

Предвыборная гонка не на жизнь, а на смерть

ДТП произошло в субботу в Гагрском районе Абхазии, когда кортеж с представителями избирательного штаба Шамбы двигался на встречу с избирателями в Пицунде. Сходу возникли две версии случившегося. Согласно первой, озвученной сторонником Шамбы, лидером партии экономического развития Бесланом Бутба, с автомобилем, в котором ехал кандидат, столкнулась машина одного из представителей молодежного движения, водитель которой не справился с управлением.

Однако другую версию событий изложил несколько позже сам штаб кандидата в своем официальном заявлении на имя руководства правоохранительных структур. По имеющейся информации, аварийная ситуация была создана автомобилем, выехавшим на встречную полосу, из-за чего и произошло столкновение, а автомобиль, в котором находился Шамба, вынесло в кювет.

Сергей Шамба получил телесные повреждения, его осмотрели в Гагрской больнице, после чего он уехал домой, в Сухум. Встреча с избирателями сорвалась, а по стране поползли слухи, один другого круче. Прозвучало слово "покушение".

В деталях версия, озвученная сторонниками Сергея Шамба, выглядит так: машина, в которой сидел кандидат, ехала со скоростью примерно 70 километров в час. Сбоку, как чаще принято на свадьбах, следовал автомобиль сопровождения. Ее водитель заметил стремительно двигающийся по встречке Land Cruiser без номеров, который гнал конкретно в сторону авто Шамба. Чтобы не допустить столкновения, машина сопровождения преградила собой автомобиль кандидата, столкнувшись с джипом. В результате и Mersedes Сергея Шамба, и машина сопровождения съехали в кювет. А джип ушел на полной скорости. Найти виновника аварии пока так и не удалось.

Штаб Шамба, обратившись в прокуратуру с требованием расследования, подогрел слухи о преднамеренной аварии. После столь бурной недели с разоблачениями и сливом компромата, ДТП под Гагрой многим показалось еще одним "звеном в цепи событий".

Встречи с избирателями в Пицунде - не единственное мероприятие, которое отменилось из-за этой аварии. В тот же вечер должны были состояться телевизионные дебаты между всеми тремя претендентами на главный пост страны. Эфир ждала вся республика. На протяжении всей прошлой недели сторонники Шамбы и Анкваба бодались друг с другом, а сами кандидаты, как рассказывают очевидцы, во время встречи в администрации президента не поздоровались друг с другом. Поэтому субботний эфир на Абхазском телевидении, которое теперь транслирует свои передачи и в Интернете, должен был стать местом для разбора ситуации перед всем обществом. Но дебаты не состоялись - два других кандидата отказались в них участвовать в знак солидарности с Сергеем Шамба.

Демонстрация интервью Тенгиза Китовани оставила очень плохой отпечаток на всей предвыборной кампании. Может, автор идеи и считает это блестящим ходом, но на деле был получен обратный эффект. Сергею Шамбе, в копилку которого, как предполагалось, компромат на Анкваба может добавить голосов, показ видеозаписи с военным преступником стоил многих нервов, вынудил оправдываться и, скорее всего, лишил поддержки определенной группы избирателей. В Абхазии еще со времен выборов 2004 года на дух не переносят пиар-технологии.

С сегодняшнего дня на национальном телевидении начнутся эфиры с кандидатами, во время которых они будут отвечать на вопросы зрителей. Таким образом, общество уже не услышит откровенного разговора в прямом эфире. А разговор этот, между прочим, был, но не для всех. В прошлый четверг претендентов на высший пост собрали в администрации президента республики. Там же были члены правительства и руководители силовых структур. Все боялись повторения событий 2004 года, когда противостояние между сторонниками противоборствующих штабов чуть было не закончилось гражданской войной. Остановить развитие процессов по этому сценарию и хотели собравшиеся. Обязанности президента сейчас исполняет спикер парламента Нугзар Ашуба. Он предложил кандидатам поговорить "по-семейному". Потом журналистов выставили за двери, а со всех присутствующих взяли чуть ли не подписку о неразглашении информации. В помещение не пускали даже активистов предвыборных штабов.

Было ясно, что основная тема разговора - демонстрация интервью Китовани. Сергей Шамба по этому поводу заявил, что "был заказ, но он был не из Сухума", - отметая тем самым подозрения в организации показа от своего штаба, который многие считают заказчиком проекта.

Скандальная неделя закончилась. Теперь жители Абхазии хотят только одного - чтобы и сами выборы прошли спокойно. Но пока можно точно сказать одно: надежды на спокойную предвыборную кампанию не оправдались. Подписание Хартии о правилах игры дало надежды на то, что кандидаты не будут использовать черный пиар и скандалы в борьбе за голоса избирателей. До определенного момента так и было. За исключением нескольких дешевых статей в изданиях-однодневках, ничего существенного не произошло. Но интервью с Китовани напрочь сломало благостную картину. И теперь Александр Анкваб и Сергей Шамба не здороваются друг с другом. А ведь впереди главное испытание - само голосование. Опыт 2004 года подсказывает, что проблемы могут начаться после волеизъявления людей.