По мере знакомства с "делом Кузнецова" назревает только один вывод: речь идет о не совсем адекватном человеке, единственная цель жизни которого - быть услышанным. Не будем углубляться в подробности его быта в российском Екатеринбурге, скажем только, что оттуда он решил бежать, считая, что его жизнь находится под угрозой из-за правозащитной деятельности. Начнем повествование с его поездки в Турцию. Туда он направился в качестве туриста, но в глубине души у него созрел другой план: попросить политическое убежище в какой-нибудь демократической стране. Все это очень похоже на времена холодной войны, когда счастливый перебежчик советско-турецкой границы, выбравшись "на волю", первым же делом ринулся в Стамбул на Istiklal caddesi(проспект Независимости) и искал там любое западное посольство, чтобы попросить убежища. Заметим - и тогда, и сейчас сама Турция в качестве демократической страны не рассматривалась.
Так вот, попав в Турцию, кстати, через международный аэропорт, а не через расщелины в скалах, Сергей Кузнецов записался (точнее, втесался) в группу туристов, направляющихся в Израиль. Согласно его представлениям, Израиль как раз и был ближайшей демократической страной.
Когда обычные туристы прибыли в Иерусалим, Кузнецова с ними не оказалось. Он пошел по другому маршруту - в МВД страны, чтобы подать прошение о предоставлении ему политического убежища. Если бы это произошло лет тридцать назад, то КГБшники, зорко наблюдавшие за советскими туристами, принялись бы разыскивать пропавшего россиянина. Но времена поменялись, и екатеринбургский деятель оказался никому не интересен.
Трудно сказать, почему он так плохо подготовился к поездке, но Кузнецов не знал, что Израиль - совсем не та страна, которая любит политических беженцев, и за многие годы здесь вообще не было подобных прецедентов. Ошарашенные полицейские заявление приняли и назначили рассмотрение вопроса на 22 августа. Напомним, что события происходили во второй половине июля.
Наш герой был разочарован. Мало того что срок рассмотрения заявки оказался долгим, так диссиденту не удалось произвести в Тель-Авиве ожидаемого им шума. Безвизовый режим между Россией и Израилем позволяет россиянам находиться в стране три месяца, но у нашего героя, по словам его адвоката по фамилии Аптекман, не было средств для столь продолжительного пребывания. В общем, не понравился Кузнецову Израиль, и он решил лететь туда, где его точно должны бы ждать - в Лондон.
Однако и здесь перед ним возникла преграда: у него не было английской визы. Тем не менее ему удалось купить билет на рейс Тель-Авив - Лондон. С ним он и поехал в аэропорт. Благодаря журналистам одной из русскоязычных израильских телекомпаний, которым было очень интересно наблюдать за приключениями оппозиционера, мы можем видеть, как развивались события в аэропорту. Кузнецов подошел к стойке регистрации на рейс и предъявил паспорт и билет. Удивленные сотрудники сразу сказали, что посадка невозможна из-за отсутствия визы. И вот тут Кузнецов оседлал любимого конька - ему удалось устроить скандал. Сначала к нему вышел совершенно ошарашенный происходящим сотрудник авиакомпании, который никогда не видел пассажира, летящего в Великобританию без визы, ну а потом, когда диссидента все-таки не пустили на рейс, он объявил в аэропорту голодовку.
Напомним, для Израиля словосочетание "террористическая угроза" - не пустой звук. И поэтому голодовка иностранца в аэропорту Бен Гурион несомненно является ЧП. Без лишних проволочек полиция увезла россиянина в тюрьму, но своего он добился - о нем начали говорить. Только разговор сместился с обсуждения о том, "какая плохая Россия", к тому, "какой плохой Израиль". Кузнецова легко понять, ведь вместо предоставления убежища его посадили в тюрьму, а визу аннулировали, видимо, в качестве наказания за поведение в аэропорту.
В тюрьме Кузнецов находится и в данный момент, хотя уже есть решение судьи об его освобождении под залог в размере примерно полутора тысяч долларов.
Теперь перед диссидентом встает весьма сложный вопрос - куда идти? В своем блоге он обращается к израильской правоохранительной системе. Спрашивает, например, восстановят ли ему визу, или она останется аннулированной. Но самое интересное в том, что у Кузнецова остаются надежды на получение политического убежища в Израиле, в связи с чем он задает вопрос: "Как я могу пройти все процедуры рассмотрения моего заявления о предоставления политубежища, ведь по Женевской конвенции 1951 года она может длиться до 6 месяцев, т.е. с момента проведения первого собеседования 3 августа до 3 февраля... Что произойдет в случае, если моя виза уже закончится, а процедура рассмотрения моего заявления об убежище еще нет? Поместят ли меня снова в тюрьму Гивон?", - задает неудачливый политэмигрант вопросы, на которые никогда не получит ответа.
Впрочем, остаться в Израиле Кузнецову, видимо, не светит. Но ему крайне повезло. Пока он сидел в тюрьме, оказалось, что есть целая страна, готовая принять его в свои объятия. Разумеется, это Грузия. Члены правительственной делегации из Грузии, побывавшие в Израиле в середине августа, сделали через его адвоката предложение принять диссидента. Для ситуации, в которой находится Сергей Кузнецов, это предложение, от которого невозможно отказаться. Ясное дело, что политическое убежище в Израиле ему не светит. Перебраться в какую-нибудь другую страну он не сможет. Может вернуться в Россию, но вряд ли готов это сделать. А значит - в Грузию!
Таким образом, на соответствующем рынке в Сакартвело грядут перемены. У Олега Панфилова, давнего любителя грузинской демократии, вскоре появится серьезная конкуренция. Сергей Кузнецов и по статусу в тусовке, и по опыту в диссидентской деятельности выглядит значительно более мощной, нежели Панфилов, фигурой. К тому же он не просто уехал из России. Он станет настоящим политическим беженцем. Кузнецов не просто "несогласный" - если верить его собственным словам, то в Екатеринбурге его пытались переехать, причем в прямом смысле слова, на машине. Так что у Кузнецова есть и политический капитал, и настоящая диссидентская история.
А надо заметить, что рынок в Грузии для профессиональных беглецов из России весьма узок. Они могут подвизаться на ниве пропаганды, причем, разумеется, только русскоязычной. Все хлебные места там давно заняты - тем же Олегом Панфиловым, например. До сих пор в Грузию изредка перебегали дезертиры из расположенных по соседству российских военных частей. Это были люди для разовых пропагандистских акций. Кузнецов же - самый настоящий проект. И им должны заинтересоваться в Тбилиси на самом высоком уровне.
В последнем разговоре с журналистами на прямой вопрос корреспондента, почему бы все это к черту не бросить и не перебраться в Грузию, Сергей Кузнецов заявил, что намерен бороться до конца. Теперь, разумеется, с государством Израиль. У него уже вполне успешно получается это делать. Позавчера он распространил ни больше ни меньше манифест к российским туристам. Он призвал их не ехать в Израиль, в качестве основного довода приведя собственные приключения. Вот пара тезисов из этого манифеста.
"Без объяснения причин и малейшего повода руками своего "пейсатого" министра МВД могут аннулировать вашу въездную визу, оформленную в аэропорту Бен Гурион, и, таким образом, простым росчерком пера заочно превратить вас из добропорядочного туриста в зловредного нелегала со всеми вытекающими из этого последствиями".
Или: "Также как и меня в иммиграционном департаменте, вас могут избить и ограбить, подвергнуть грубым или изощренным психологическим или физическим пыткам, не дадут возможности получить медицинскую помощь, звонить вашим родственникам и адвокату, и, наконец, связаться с росс консульством".
На основании всего этого Кузнецов призывает российских туристов ни в коем случае не посещать Израиль. Видимо, это было последнее его послание из тюрьмы. Хочет того диссидент или нет, его освободят. А дальше его путь будет лежать, наверное, в Грузию. Там у него есть возможность распространить много разных манифестов, например, о том, почему российским туристам стоит ехать в эту древнюю кавказскую страну.