Мужчина и женщина

Котлован индийских инвестиций

Шантажом назвали грузинские СМИ выступление одного из директоров завода "Геркулес" Роберта Томарадзе, в котором он пригрозил, что индийские инвесторы могут свернуть свою программу реконструкции советского металлургического гиганта. Азиаты испугались забастовок. А виноваты в них даже не рабочие, как утверждает Томарадзе, а несколько профсоюзных бунтарей.

"Профсоюз обманул рабочих, внушив им, что они смогут добиться повышения зарплаты. Они начали с того, что мол, у вас нет туалета. Есть и туалеты, и душ, и столовая, но всегда бывает лучше. На заводе работает около 600 человек. Инвестор уже вырыл котлован для нового предприятия. А сейчас воздерживается. Если он не будет уверен, что имеет надежный рабочий класс, зачем ему строить этот завод?" - заявил директор.

Читайте также: Диета против капитализма по-грузински

Как видно, новых грузино-индийских капиталистов раздражает напористость социалистического атавизма под названием "профсоюз". Из-за него менеджмент был вынужден раскошелиться на улучшение условий труда. После забастовки на предприятии организовано бесплатное питание, установлены туалетные кабины (до этого рабочие ходили "до вiтру"), выдана спецодежда. Медицинский кабинет теперь работает 24 часа в сутки. Между Кутаиси и заводом курсирует вахтовый автобус. Рабочие вздохнули с облегчением, а директора недосчитались прибыли.

И если бы на этом история бунта на заводе "Геркулес" завершилась, владельцы могли бы смириться. Но Объединенные профсоюзы продолжили акции солидарности. На столичных митингах они поддерживали арестованных в ходе забастовки профактивистов, выражали протест против давления, которое руководители предприятия оказывают на металлургов, советуя покинуть профком подобру-поздорову. Кроме того, профсоюзы до сих пор требуют составить коллективный договор между владельцами и сотрудниками предприятия.

Самое неприятное для руководства завода - что грузинские поборники прав трудящихся получили поддержку от профсоюзов металлургических отраслей из США, Германии, Франции, Латвии, Бельгии, Италии и других стран. Пролетарии Европы забросали письмами администрацию президента страны и парламент Грузии. А это пострашнее, чем голодовка трех уволенных работяг. Михаил Саакашвили может простить бизнесу многие прегрешения, но только не порчу имиджа грузинской демократии.

В свое время завод "Геркулес" был одним из пропагандистских козырей президента. На его примере народу демонстрировали достижения правительства Саакашвили. Металлургическое предприятие за счет индийских инвестиций было запущено после 20 лет простоя. Люди получили работу, бюджет - доходы с налогов. Так это преподносилось.

На самом деле на завод приняли всего лишь 350 грузин, а 150 гастарбайтеров завезли из Индии. Что касается доходов бюджета, то и они не слишком велики. Контрольным пакетом акций предприятия владеет грузинская компания Euroasian Steels, которая в свою очередь принадлежит компании Euroasian Ventures FZE, зарегистрированной в Дубайской свободной торговой и индустриальной зоне. Это значит, что основная часть прибыли утекает за границу и даже там не облагается налогами.

12 с половиной процентов акций завода находится в руках частного лица Пааты Чхенкели - бывшего функционера, советника министра экономики Грузии до 2003 года. С приходом к власти Михаила Саакашвили он стал генеральным директором Georgia Metalix Limited и Euroasian Steels, созданных совместно с крупным индийским холдингом Manaksia group. Эти компании, по признанию самого Чхенкели, сначала занимались экспортом металлолома. По сути, они разбирали на кусочки остатки советской промышленности в Грузии.

Лишь в 2007 году инвесторы задумались о конструктивной деятельности и решили возродить металлургический завод в Кутаиси. Грузинскому правительству они пообещали, что до 2011 года вложат в "Геркулес" 80 миллионов долларов. Кое-что они действительно обновили. Например, купили специальную термальную линию для производства арматуры европейского качества. Помогли реконструировать две электростанции компании Energo Pro, чтобы бесперебойно получать электричество. Но планы были амбициознее.

Так стоит ли бояться того, что индусы, недавно вырывшие котлован под новый корпус завода, свернут свою деятельность? Тем более что условия работы на их предприятии так же далеки от европейских стандартов, как Индия от Брюсселя. А если Томарадзе боится потерять работу, то пусть идет навстречу требованиям профсоюзов.