Пока народ Грузии нищает, ее президент Михаил Саакашвили продолжает твердить о стремлении его республики стать членом НАТО и Евросоюза, огромном желании вернуть Абхазию и Южную Осетию и о демократическом развитии Сакартвело. Но, расшаркиваясь перед западными политиками, грузинский лидер попросту не хочет замечать, что далеко не эти вопросы отношения простых людей.
Как показал опрос Национал-демократического института США, главной проблемой страны грузины считают вовсе не то, что Сакартвело пока не состоит в международных союзах и не дружит с абхазами и осетинами, а безработицу. На втором месте идет рост цен. Пресловутая "территориальная целостность" теряется на фоне бед Грузии - она волнует менее трети опрошенных.
Ранее мы писали: Опрос IRI. Демо-версия властей
Многим поднадоела и агрессивная риторика Саакавшили в отношении России. Почти половина респондентов недовольны политикой властей по отношению к Москве, а за диалог с северным соседом выступают 79 процентов опрошенных. Наконец, 39 процентов полагают, что авторитарный режим Мишико - это никакая не демократия.
Единственное, чем может потешить себя нынешнее грузинское руководство - это, пожалуй, ответы на отдельный вопрос о том, поддерживают ли грузины вступление страны в НАТО и Европейский союз. "За" тут высказались три четверти респондентов. Что, впрочем, не включает это самое мифическое членство в список острейших проблем страны. Наоборот, становится понятно, что с такими внутриполитическими проблемами в столь солидных организациях Грузии делать нечего.
Власти, однако, как ни в чем не бывало трактуют позорные для Саакашвили результаты опроса в свою пользу. "Несмотря на то, что Грузия выбрала свою дорогу - стать развитой европейской страной - у нас есть и проблемы: безработица, рост цен, и по этим направлениям правительство продолжает работу, - заявил вице-спикер парламента Михаил Мачавариани. - То, что граждане позитивно оценивают уровень демократии, говорит о том, что процесс продвигается вперед. А для решения остальных проблем правительство осуществляет программу развития сельского хозяйства, реформу здравоохранения, создает новые рабочие места, улучшает инфраструктуру". Получается, что правящая элита продолжает сочинять мифы о бесконечной заботе о грузинах. Которые, кстати, с каждым годом все охотнее уезжают из республики на заработки в ту же Россию. К "оккупантам" и "агрессорам".
Ранее мы писали: Народ Сакартвело устал от "демократии"
Несмотря на всевозможные обещания Саакашвили и многомиллионную помощь из-за рубежа, ситуация в стране не становится лучше. Взять хотя бы весенний опрос NDI. Тогда в грузинскую демократию верили 39 процентов респондентов (против 44 сейчас). Но разве можно этот рост в 5 процентов считать значительным успехом проводимого Мишико курса?
Социолог Валериан Горгиладзе уверен: объяснять изменения в статистике следует отнюдь не тем, что в Грузии уже существуют развитые демократические институты, справедливая судебная система и баланс между ветвями власти. "На фоне обострения социально-экономических проблем важность демократии, прав человека отодвигается на второй план, - приводит его слова "Эхо Кавказа". - Не считая событий 26 мая, в течение этого года масштабных акций протеста не было, деятельность гражданского сектора и политическая жизнь в Грузии протекают вяло, а национальные телеканалы освещают только положительные события. На этом фоне у человека может возникнуть ощущение, что в стране царит демократия, и все это происходит под влиянием СМИ".
Оппозиция, со своей стороны, уже не раз заявляла о том, что если население страны считает главной проблемой безработицу, то это свидетельствует о фактическом провале экономической политики властей. Тем более что результаты опроса могут быть немного приукрашены. По словам члена НПО "Собрание общественной экспертизы" Нино Ратишвили, не верят в демократию вовсе не половина, а абсолютное большинство грузин. "В тюрьмах страны творится что-то ужасное. Арестовывают тех, кто выходит на митинги. Власти делают все для того, чтобы внушить людям страх", - рассказывает она.
Последний тезис подтверждает и оппозиционный парламентарий Петре Мамрадзе. По его словам, когда к населению обращаются незнакомые люди и просят рассказать о политических пристрастиях, то опрашиваемые боятся говорить правду. "В такие моменты в наших гражданах начинает действовать мощнейшая самоцензура, поскольку быть вскоре уволенным не хочет никто", - добавляет он.
В любом случае, те результаты, которые были обнародованы, свидетельствуют о том, что проблем у Саакашвили - вагон и маленькая тележка. Так, может, хватит пускать пыль в глаза высоким гостям и все же подумать о своем народе, Михаил Николаевич?