Россия и Грузия подписали документ, благодаря которому Москве открывается путь во Всемирную торговую организацию. Это соглашение поистине выстрадано отечественной дипломатией в тяжелой и изнурительной борьбе с Тбилиси, который сделал все возможное, чтобы получить от ситуации максимум политических дивидендов.
Условия уникального консенсуса, придуманного швейцарцами, пытается осмыслить целая армия разных экспертов и политиков. Ибо в международной практике никогда не происходило ничего подобного.
Зеленый свет на пути России в ВТО наконец загорелся. После того как произошло подписание соглашения с Грузией, которая сама вошла в эту организацию в 2000-м году, все остальные технические шаги будут проходить в экспресс-режиме, так, чтобы до конца года страна смогла стать членом Всемирной торговой организации.
Согласно условиям, претендующая на присоединение к ВТО страна не должна иметь никаких спорных вопросов ни с кем из действующих членов организации. В данном случае Грузия оказалась почти непреодолимым препятствием для России. Какие отношения между двумя странами, знают все. Претензии, которые предъявляет Тбилиси к Москве, тоже для большинства не секрет. Но одна из них отложила перспективу членства России в ВТО на целых шесть лет. Речь идет о пограничных территориях. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии и называет границы с ними "российско-абхазской" и "российско-осетинской" соответственно. Грузия же попробовала за счет вступления России в ВТО реализовать мечту последних двух десятилетий - выставить своих таможенников на границах республик с Россией, на пунктах Псоу и Рокский тоннель. Но как сделать это, если сами территории не контролируются грузинскими властями? Единственный вариант - выставить их на российской стороне. В общем, Россия могла добраться до ВТО только через уступки Тбилиси, а значит, через грандиозный провал своейкавказской политики.
Выход из тупика придумали швейцарцы. В умных головах дипломатов, которые ныне посредничают между Москвой и Тбилиси, родилась уникальная конструкция, аналогов которой нет нигде в мире. Они предложили выставить на границах не грузинских таможенников, а международных наблюдателей. Наблюдатели будут швейцарцами, технически обеспечивать мониторинг будет частная швейцарская компания. На отшлифовку идеи ушло нескольких месяцев, когда посредникам пришлось раз десять поездить между Женевой, Тбилиси и Москвой, обсуждая разные пункты соглашения.
И вот документ подписан. Но еще за несколько дней до этого проект вызвал ажиотаж в экспертных и политических кругах. Причем швейцарская схема настолько эксклюзивна, что эксперты оказались неспособны прийти к единому мнению относительно того, кто выиграл, а кто проиграл по результатам всей этой истории. И действительно, уникальность этого соглашения заключается в том, что его можно интерпретировать как угодно - и как оглушительную победу российской дипломатии, и как успешный грузинский реванш и, соответственно, поражение Москвы. В нем можно найти плюсы и минусы для любой из сторон, которые прямо или косвенно имели отношение к вопросу.
Займемся расшифровкой "кода ВТО". Итак, технические нюансы. Создается мониторинговый коридор, одна часть которого находится на российской стороне, другая - на грузинской. Речь, естественно, о границах с Абхазией и Южной Осетией. На территории самих недавно признанных республик международных наблюдателей не будет. Но это и понятно. Кто бы их туда пустил.
Вокруг того, что мониторить границы будет частная швейцарская компания, и происходят сейчас ожесточенные словесные баталии экспертов и журналистов. Президент Грузии Михаил Саакашвили уже заявил о беспрецедентной победе грузинской дипломатии и первом шаге по восстановлению "территориальной целостности" страны. Но мы знаем, что Саакашвили умеет о любом поражении говорить, как о победе. Хотя, анализируя успехи Грузии по нашей теме, более уместна русская поговорка "с паршивой овцы хоть шерсти клок".
Судите сами. Грузия настаивала на допуске своих таможенников на границы Абхазии и Южной Осетии с Россией. Что получила? Международных наблюдателей из частной фирмы. Можно это назвать победой, а можно и поражением. С одной стороны, это лучше, чем ничего. С другой, особый статус этих границ в международном праве теперь зафиксирован де-юре: еще никто в мире не сказал, что это границы Абхазии или Южной Осетии, но теперь это уже и не грузинские границы. Но самое главное, что речь идет всего лишь о мониторинге, а не о контроле за грузопотоком. Решайте сами, выиграла Грузия или проиграла.
Какие позиции у России? Конечно, Москве пришлось уступить и допустить на границу международных наблюдателей. Теперь фундаментальная позиция России о независимости Абхазии и Южной Осетии не выглядит так стойко, и это поражение. Но при этом, не допустив на границу грузинскую таможню, а согласившись с международным присутствием, РФ еще раз подтвердила свою позицию по поводу политических реалий в регионе - и это успех.
Весь российско-грузинский диалог при посредничестве Швейцарии прошел поверх голов Абхазии и Южной Осетии. Поэтому им больше всего подходит статус "проигравших". Хотя и тут тоже можно посмотреть на ситуацию под разным углом. Фактически Абхазия ничего не потеряла. Сам международный мониторинг будет проходить за пределами страны. Но, как говорится, осадочек остался. Во-первых, Москва предпочла обойтись без консультаций с Сухумом до самого последнего момента. И, как сказал Newsinfo министр иностранных дел республики Вячеслав Чирикба, диалог с российской стороной по этому поводу происходит только в последние дни, после того, как о сделке стало широко известно. К тому же чисто психологически сам факт международного присутствия на российской-абхазской границе делает суверенитет Абхазии каким-то вялым, с привкусом частичности. Это, видимо, и имелось ввиду в эмоциональных заявлениях абхазской оппозиции, которая назвала договоренности по ВТО "первым шагом на пути к сворачиванию суверенитета Абхазии".
Но ведь на издержки Абхазии можно посмотреть и с другой стороны. Ее граница с Россией приобрела определенный статус в международной конъюнктуре. Если раньше, с точки зрения 186 стран-членов ООН, эта граница была нелегальной, то теперь она существует и тут есть международный мониторинг, а значит, у нее особый статус. И это вполне можно назвать прорывом для страны, которая с таким трудом добывает себе международное признание.
Да, Россия предпочла не советоваться со стратегическими союзниками. Это неприятно. Но это и Сухуму развязывает руки. Свободы в отношениях с Россией станет больше. Раз у Москвы есть в регионе более приоритетные интересы, значит, и у Абхазии может быть своя игра.
Да и вообще, вся соль в формулировках соглашения, которое сегодня было подписано. А там, как сказал нам директор информационной программы по вступлению России в ВТО Алексей Портанский, нет формулировок "абхазский участок российско-грузинской границы" или чего-то в таком духе, что могло бы однозначно расцениваться как политическое поражение.
История про вступление России в ВТО действительно уникальна. Мы видим нестандартную схему преодоления противоречий и наблюдаем всеобщее недоумение политического и экспертного сообщества. По таким принципам спорные вопросы раньше не разруливались. Никогда еще не было так сложно понять, кто выиграл, а кто проиграл.