Мужчина и женщина

Южную Осетию штормит

Ситуация в Южной Осетии складывается таким образом, что исход событий трудно предсказать. Обращенные оттуда к Москве просьбы вмешаться не возымели действия: российский МИД исключил возможность вмешательства во внутренние дела республики. Еще утром в среду эксперты опасались перехода противостояния между конкурентами за президентское кресло - из политического в силовое.

Алла Джиоева, объявившая себя новым главой государства, накануне ночью сформировала госсовет. А наутро южноосетинская генеральная прокуратура напугала народ и журналистов, расценив этот шаг как попытку осуществить "цветную революцию". Днем возле Дома правительства раздались выстрелы: охрана здания таким образом удерживала собравшихся рядом сторонников Джиоевой от прорыва внутрь. На площадь вышли около трех тысяч человек, а это для небольшой закавказской республики весьма серьезный показатель.

События в Цхинвале развиваются настолько динамично, что невозможно предугадать, какие изменения произойдут в ближайшие часы. Интрига, превратившая президентские выборы в ожесточенное противостояние между соперниками - с ультиматумами и резкими заявлениями, сплетена вокруг нескольких ключевых персон. Это совершенно конкретные люди, играющие особую роль в жизни Южной Осетии и прекрасно известные практически всему ее населению. На карте, разыгрываемой в ходе выборов, стоят их личные интересы. Поэтому и конфликт получается такой серьезный.

Читайте по теме: Российский представитель прибыл в Цхинвал.

Алла Джиоева, которую российская пресса называет "осетинской Розой Отунбаевой или Юлией Тимошенко", еще совсем недавно являлась всего-навсего бывшим заместителем министра образования республики. В небольшой столице небольшой страны назвать такой статус высоким язык не повернется, поскольку там чуть ли не каждый либо работал, либо работает, либо будет работать в госструктурах. И ни за что не занять госпоже Джиоевой той высоты, на которую она сейчас взбирается, если бы не стоящий за ее спиной Джамболат Тедеев - знаменитый тренер российской сборной по вольной борьбе. Его влияния на избирателей оказалось достаточно для того, чтобы "ширменная" Джиоева вплотную приблизилась к победе уже в первом туре. За считанные дни эта женщина пережила поразительную метаморфозу: из темной лошадки на президентской гонке она превратилась в железную леди южноосетинской политики, сплотив вокруг себя протестный электорат и замахнувшись на роль национального лидера.

Читайте также: Джиоева выдвинула ультиматум Кокойты.

Чтобы лелеять настолько серьезные амбиции, нужно иметь более чем крепкий тыл. С этим у Аллы Джиоевой все в порядке - судя хотя бы по тому, кто ее окружает. Тут даже не надо глубоко копать, достаточно бегло просмотреть состав сформированного ею государственного совета. Наткнувшись на имя Анатолия Баранкевича, быстро понимаешь, что к чему. Именно он в последний день ноября сопровождал Джиоеву на приеме у российского посла в Южной Осетии Эльбруса Каргиева. Боевой генерал Баранкевич приехал в республику по приглашению Эдуарда Кокойты и семь лет назад возглавил местные Министерство обороны и Совет безопасности. Ключевой фрагмент его весомой репутации сложился в августе 2008 года, когда Баранкевич руководил обороной покинутого президентом Цхинвала и отбил таки город. В народном восприятии за ним с тех пор прочно закрепился имидж героя. А нынешний лидер республики Кокойты, наоборот, бесповоротно потерял политические очки. Исправить положение действующего президента путем грамотного пиара невозможно. В принципе такие трюки проворачиваются - но только в других странах, больших и обладающих другим менталитетом. Маленькая Южная Осетия не может проигнорировать такое бревно в собственном глазу и забыть драматический эпизод истории всего лишь трехлетней давности. Кокойты уже не скорректировать ситуацию, а Баранкевичу, напротив, будет довольно легко конвертировать народную любовь в политическую поддержку. Еще один соратник Аллы Джиоевой - это командир отряда СОБР Сослан Тедеты. Читай - Тедеев. Вот и все: ларчик этого персонажа открывался еще проще, чем предыдущего.

"Сейчас самое главное - чтобы не начали стрелять. На Кавказе везде, где была война, политический процесс всегда имеет силовую поддержку лояльных ветеранов. Они, разумеется, стоят за спиной всех представленных политических сил. Вот Сослан Тедеты и "его люди" и есть силовой фланг Джиоевой. С другой стороны, за Бибиловым и его сторонникам тоже стоят ветераны. Обычно наличие вооруженных людей играет роль стабилизирующего фактора. Обеим сторонам трудно решиться на беспредел. Но сейчас никто не знает, где грань", - пишет NewsInfo.

К счастью, силовые структуры Южной Осетии заняли хорошо выверенную здравую позицию. Комитет госбезопасности исключил возможность вмешательства в ситуацию, если она удержится в правовых рамках. Действительно, принимать определенную сторону силовикам крайне опасно, ведь каждый из них сам за кого-то голосовал. А после того как выборы обернулись непредсказуемыми перипетиями, позиция начальства определенно теряет важность на фоне мнения каждого конкретного работника силовых ведомств.

Джиоева: О "цветной революции" речи не идет.

Сейчас республика ждет. Устраивать тут погромы и захватывать почту с телеграфом и банками бессмысленно. Еще не настолько изгладились из памяти Цхинвала раны, нанесенные городу грузинскими снарядами, чтобы бездумно громить свои же дома и вредить согражданам. Решение принимается на уровне опять же совершенно конкретных людей, обладающих в Южной Осетии определенным весом. Как только они сделают свой выбор и обнародуют его, станет ясно, что произойдет дальше.

Если знаковые фигуры местной политики перейдут на сторону Джиоевой, Бибилову будет больше вообще не на что рассчитывать. В противном случае протестные настроения, скорее всего, растают сами собой. Генпрокуратура, заявившая о попытке совершить "цветную революцию", не была услышана хотя бы по той простой причине, что возглавляющий ее Теймураз Хугаев сам хотел стать преемником Кокойты. Парламент не в счет, поскольку в южноосетинских условиях достаточным влиянием для изменения внутриполитической ситуации он не обладает. Армия, МВД и спецслужбы пока не выказывают никаких пристрастий, но даже если таковые у них вдруг появятся, вряд ли окажутся одинаковыми. Народ может простоять какое-то время на снегу, а потом начнет расходиться по домам.

Читайте также: ГУАМ оказал Саакашвили последнюю услугу.

Как дальше будут развиваться события в Цхинвале, точно не скажешь. Но слишком уж разыгрывающийся там сценарий напоминает историю семилетней давности, случившуюся в Абхазии. В 2004 году власть этой республики так же не смогла принять выбор общества, ЦИК отказался обнародовать итоги голосования, а Верховный суд под сильным давлением дважды принимал противоречивые решения о победе обоих кандидатов поочередно. Однако важнее всего другое сходство, связанное с вовлечением в избирательный процесс представителей российской элиты. Южной Осетии, жители которой не мыслят противопоставлением "российского" и "антироссийского", было принципиально важно сделать собственный выбор, чтобы их никто не подталкивал и не науськивал.

Семь лет назад Москва вышла из положения, организовав в Абхазии успешные переговоры по преодолению политического кризиса. Возможно, сейчас она сумеет применить тот опыт и в Южной Осетии.