Мужчина и женщина

Кавказский вопрос Путину

Владимир Путин связан с Кавказом почти кармическими узами. В 2000 году он пришел к власти и завоевал популярность на волне борьбы с чеченским сепаратизмом. Спустя 11 лет он - вновь кандидат в президенты, и снова электорат волнует кавказский вопрос. Но если тогда россиян беспокоили война и жертвы среди солдат и населения, то теперь они интересуются: может, хватит кормить Кавказ? Премьер, общаясь по прямой линии с народом, заявил, что кормить надо во имя единства страны, а против хамства со стороны кавказцев, как и жителей других регионов, стоит ввести более жесткие правила регистрации.

К кавказской теме за время прямой линии с народом премьер Владимир Путин возвращался много раз. Когда у него, спустя 11 лет, снова спросили "ху из мистер Путин" (то есть что он считает приоритетом для себя на новый президентский срок, если все сверхзадачи уже решены), кандидат отметил: "По поводу того, что задача укрепления государства полностью решена, я не могу полностью согласиться. Да, самое необходимое сделано: подавлен сепаратизм, терроризм. Но, посмотрите, что еще на Кавказе происходит, как люди там еще страдают от всех этих явлений. Стоит только отпустить немножко, и тогда многие поймут, что такое "трудности сегодняшнего дня", когда нужно будет идти не на площадь, а под пули и бороться с террористами там...".



Собственно говоря, сепаратизм и терроризм подавлен только в Чечне, а в Дагестане "эти явления" - норма жизни. Ежедневно в республике бандиты обстреливают полицейские посты, покушаются на жизнь госслужащих и общественных деятелей. Вот только сегодня утром стало известно об убийстве главного редактора оппозиционной газеты "Черновик" Хаджимурада Камалова, которого некие "доброжелатели" занесли в списки "пособников террористов". Как утихомирить прикаспийскую республику, неясно, пожалуй, и самому Путину. Искоренение сепаратистов в Чечне далось слишком дорогой ценой.

Многие с сарказмом утверждают, что чеченскую войну Россия проиграла. Иначе чем объяснить, что она платит президенту Чечни Рамзану Кадырову контрибуцию - миллиарды на восстановление и развитие республики? А он и рад - отгрохал самую большую в Европе мечеть. Выстроил небоскребы "Грозный-сити", о которых в каком-нибудь Саратове или Омске и не мечтают. Вливаются деньги и в другие республики Северо-Кавказского округа в рамках федеральной целевой программы "Юг России". Естественно, все это вызывает у большинства россиян неприязнь, выраженную в недавней кампании под лозунгом "Хватит кормить Кавказ". Один из сторонников этой идеи - Александр из Петербурга, задал соответствующий вопрос Путину.

Премьер с такой трактовкой проблемы не согласился. По его мнению, миграция кавказской молодежи в другие регионы России создает почву для конфликтов, таких как прошлогоднее убийство болельщика Егора Свиридова, упомянутое в одном из вопросов, или драка с кавказцами одного из прибалтийских репатриантов, упомянутая режиссером Никитой Михалковым. "Далеко не все из них вписываются в ту культурную среду, в которую они попадают. Надо сказать, что и люди-то приезжают часто сами неподготовленные, ни образовательного нет уровня, ни профессиональной подготовки. Они ищут просто лучшую долю, если так можно сказать. Ищут возможность трудоустроиться", - заступился за них Путин.

Так вот чтобы они не разбредались по России, как чужеродные элементы, им и создается благоприятная обстановка на малой родине. "Ну, самое основное, что нужно делать, самое главное - это нужно развивать производительные силы, создавать новые рабочие места на самом Кавказе".

Что касается конкретно Чечни, то даже самые отъявленные критики Рамзана Кадырова больше не сравнивают Грозный со Сталинградом. "Много говорят о коррупции вообще и, особенно, о коррупции на Кавказе. Но я уверен просто, что коррупционная составляющая в Чечне минимальная. Минимальная", - подчеркнул Путин. Он добавил, что дотировать Кавказ необходимо и ради того, чтобы "сохранить единство нашего государства".

"Повторяю еще раз: это не значит, что надо бездумно вваливать эти деньги, чтобы они там растаскивались и расхищались. Нужно делать это осознанно, целевым образом и добиваться эффективности вложения этих средств, но делать это придется... В том числе и для того, чтобы уменьшить количество тех, кто пополняет ряды банд-формирований", - заключил премьер.

Оправдает ли себя метод пряника, должно показать время. Пока что эффекта он не дает. ФЦП "Юг России" действует с 2008 года, но "кавказский вопрос" все это время только обостряется. Кнут же, который прошелся в свое время по Чечне, впоследствии лишь привел к еще большим затратам. А вялотекущая борьба, как в Ингушетии и Дагестане, только озлобляет население, когда силовики похищают и уничтожают людей, не удосуживаясь доказывать их причастность к террористам в суде.

Эксперты из среды ученых и правозащитников считают, что проблемы Кавказа - в клановой коррупции, отсутствии гражданского общества и подконтрольности СМИ. Так эти проблемы есть и в других регионах России (достаточно вспомнить станицу Кущевскую), но там не воюют и не организуют теракты. Нельзя забывать, что Кавказ - это еще и регион традиционного внимания западных агентов, финансирующих сепаратистов. А также что часть дотаций тоже попадает боевикам, например, в виде "оброка" с бизнеса, о чем много говорилось в связи с обострением террористической активности в Приэльбрусье прошлой зимой.

В общем, вопрос о том, сколько давать кавказским республикам и как контролировать эти финансовые потоки, остается на повестке дня. И его, уже немного в другом виде, задал Путину преподаватель Пятигорского лингвистического университета Александр Сыроваткин. Он, будучи беженцем из Грузии, пишет диссертацию о межнациональных отношениях. Его семья покинула эту республику в 91-м году, когда там под лозунгом "Грузия для грузин" правил Звиад Гамсахурдиа. Результатом грузинской политики стала потеря автономий, населенных национальными меньшинствами. Так что лозунг "Россия для русских" чреват такими же последствиями. Но и не обращать внимания на замашки приезжих в преимущественно русских регионах тоже невозможно. Особенно эта проблема актуальна для Ставропольского края, оставленного в составе Северо-Кавказского федерального округа наряду с национальными республиками.

"Местное население очень раздражает вызывающее поведение приезжающих, их нежелание выполнять законы местные, бравирование оружием личным, а также демонстрация своего финансового превосходства, что, кстати, позволяет жителям Ставропольского края говорить о несправедливом распределении средств среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Даже появилось такое расхожее мнение, что приезжие хотят жить не вместе с нами, а вместо нас", - изложил суть проблемы Сыроваткин и спросил, будет ли власть что-то менять или подождет, пока вспыхнет настоящий межнациональный конфликт?

К сожалению, ответа по существу ни он, ни другие жители Ставрополья не услышали. Путин сослался на Европу с африканскими и арабскими мигрантами, где происходит "практически то же самое", за исключением того, что там не вписываются в общую среду иностранцы, а у нас граждане России из республик Кавказа. "Мы не можем ущемлять их в правах", - объяснил премьер.



Ну и не надо никого ущемлять. Достаточно приравнять чеченцев, ингушей, дагестанцев, кабардинцев и остальных жителей Северного Кавказа к россиянам. Кто может объяснить, почему, к примеру, тарифы на воду, газ, электричество в национальных республиках почти в два раза ниже, чем на Ставрополье, хотя они находятся в одном федеральном округе? Крайне несправедливо, когда жители "бедных" республик массово скупают жилье на Кавказских Минеральных водах, а ставропольцы, чтобы заработать на квартиру, вынуждены ехать в Москву или на нефтеносный Север. Неужели власти не замечают миграции русского населения с Кавказа?

Увы, премьер, заявив, что "конфликты нам не нужны", не придумал ничего лучше, кроме как ужесточить требования к регистрации по месту жительства. "Речь, прежде всего, идет об ограничениях, связанных с инфраструктурой и с тем, что люди, которые приезжают из одних регионов жить, учиться и работать в другие регионы, часто сами попадают в достаточно сложную ситуацию", - пояснил Путин. Как это сгладит финансовое неравенство между ставропольцами и жителями других республик СКФО, как разоружит кавказцев и воспитает уважение к национальному большинству в России, осталось непонятным.

Свой рецепт разрешения межнациональных разногласий на прямой линии предложил член Совета Федерации от Чечни Асламбек Аслаханов. "Может быть, есть смысл восстановить все-таки, воссоздать Министерство по делам национальностей, которое серьезно, на профессиональном уровне занималось бы этими вопросами", - сказал он. Путин обещал подумать. Но еще одна, помимо Минрегиона, бюрократическая структура вряд ли решит межнациональные проблемы, корень которых лежит в экономической и правоохранительной плоскостях. А заниматься воспитанием толерантности может, к примеру, Минобразования. Дело-то не в количестве госслужащих, занятых "кавказским вопросом", а в качестве их работы, которое, судя по нарастанию проблем в СКФО, оставляет желать лучшего. И еще в приоритетах, которые будущий президент должен расставить так, чтобы и сохранить и Кавказ, и русских в СКФО.