Мужчина и женщина

Полубезработный Самцхе-Джавахети

Президент Грузии Михаил Саакашвили встретился с преподавателями, которые участвуют в программе "Грузинский язык для будущего успеха". Лидер страны вдохновленно рассказывал, что представители этнических меньшинств горды тем, что живут в Грузии, потому никуда не уезжают. GTimes решила выяснить, как обстоят дела с миграцией в Самцхе-Джавахети, регионе, откуда, несмотря на слова грузинского лидера, за последние двадцать лет уехала почти половина населения.

Город Ахалкалаки - столица региона, который армяне называют Джавахк. В Грузии же его принято называть Самцхе-Джавахети, и центр у него - город Ахалцихе. Но все равно многие считают центром именно Ахалкалаки. Городок очень маленький и преимущественно состоит из одноэтажных домов, в основном из туфа, которым застроена вся соседняя Армения. В Ахалкалаки и его окрестностях, разумеется, есть какие-то достопримечательности, но не так много, чтобы привлекать людей со всего мира. А между тем каждым летом в город приезжают сотни людей, живущих в Ереване и Москве, США и Канаде, Голландии и Великобритании. Все они - бывшие обитатели маленького города, которых жизнь за последние двадцать лет разбросала по всему миру.

Изменилось ли тут что-нибудь за последние несколько лет? Хотят ли местные жить на родине, или до сих пор все их планы связаны с эмиграцией? Мы задали наши вопросы Рубену Папояну, местному жителю, который работает звукорежиссером на местной телестудии.

Читайте также: Олег Басилашвили: любовь вне политики

"Нельзя сказать, что живем мы плохо. Практически нет преступности. Люди стараются учить грузинский язык, чтобы не жить в изоляции от всей страны", - говорит Рубен.

Папоян - патриот своей страны. Недавно он снял короткометражный фильм о том, как живет молодежь в грузинской глубинке. Сам он - типичный молодой человек из грузинской провинции. Ему 22 года, он родился и живет на родине, недавно женился, в ближайших его планах эмиграции нет.

Однако, по его словам, желающих уехать по-прежнему довольно много, особенно среди молодежи. И подталкивает к этому людей не межэтническая напряженность, а социально-экономические трудности. Он отметил, что многие действительно хотели бы остаться в родном городе, но возникают сложности с профессиональной реализацией. Появляются новые рабочие места, но найти работу по душе все равно нелегко.

Читайте также: "Оккупация" в головах

"Работа есть, но смотря какая. Физическая работа есть всегда. Или продавать что-то. У большинства особых предпочтений нет. Стандартно все хотят пойти учиться куда-нибудь, найти работу, заняться каким-то маленьким бизнесом, продавать-покупать. А вот людям со специальным образованием сложнее. Не то что нет вообще вариантов, но такой работы мало. В последнее время ситуация становится лучше, открываются фабрики, цеха разные. У нас пивзавод открыли, качественную продукцию выпускает. Шоколадная фабрика появилась. Но и там нужны прежде всего разнорабочие. Специалистов, профессионалов привозят из других городов. Поэтому если люди интересуются чем-то особенным, спортом, искусством, еще чем-то, то развиваться в профессиональном плане им трудно", - посетовал Рубен Папоян.

Рубен знает, о чем говорит. У него самого есть хобби, которому посвящены все его мысли - запись электронной музыки. Он даже оборудовал свою домашнюю студию. Но рынка сбыта в Ахалкалаки нет. И, наверное, не может быть.

"Если в Ахалкалаки будут развиваться направления, которые меня интересуют - звуковой монтаж, музыкальная аранжировка, то я хотел бы остаться здесь. В противном случае я тоже буду вынужден уехать в Тбилиси или Ереван. Но если в ближайшие три-четыре года ничего не изменится и я не смогу найти работу, связанную с моим любимым делом, то мне придется перебраться в большой город. Пока никаких предпосылок для такой работы у нас не просматривается. Сейчас я работаю на телестудии. Не могу сказать, что зарабатываю много или мало - заработок у меня средний. На что-то хватает, на что-то нет. У меня ведь семья... Я бы хотел записываться на студии, чтобы моя музыка звучала в специализированных клубах. Если бы в нашем городе открылся какой-нибудь клуб для молодежи..." - поделился своими надеждами Рубен.

Читайте также: Мишико - ловец бегущих капиталов

"Я сам не исключаю и возможности уехать за границу, например, в США. Но в этом случае уже не просто на заработки, а навсегда. У меня многие знакомые уехали, правда, в основном на временные заработки. Едут в Армению, Россию, в зависимости от того, где у кого какие родственники и какую работу можно найти. На Запад, в Германию или США мало кто едет", - заключил собеседник GTimes.

Похоже, проблема грузинской провинции не столько в отсутствии рабочих мест. Желающие найти работу ее найдут. А вот насколько качественные эти рабочие места - это совсем другой вопрос. Крайне трудно самореализоваться, найти работу, которая не связана с грубым трудом в сельском хозяйстве или с банальным купи-продай. И пока эта проблема не будет решена, люди не перестанут покидать Грузию и отправляться на поиски лучшей жизни в другие страны.