Мужчина и женщина

Иран: забить нельзя повесить

Иран, конечно, сильная страна, способная показать кукиш даже всемирному жандарму США. Но жить так, как живут люди в Иране, адекватный современный человек никогда не захочет. Все дело в шариате - исламском правосудии, которое жестоко карает даже за такие проступки, как измена. Сейчас Тегеран размышляет, повесить или забить камнями сорокалетнюю азербайджанку Сакине Мохаммади Аштиани, которую осудили за адюльтер, а затем вынудили признаться еще и в убийстве мужа.

Сакине Мохаммади Аштиани раскаивается в содеянном уже пять лет в иранской тюрьме. Сначала сорокалетнюю вдову из иранской провинции Восточный Азербайджан арестовали за "преступные связи" с двумя мужчинами после смерти ее мужа. В Европе о ней бы писали бестселлеры и снимали сериалы. В Иране же ей присудили и нанесли 99 ударов плетьми. После этого мать двоих сыновей призналась в еще более тяжком грехе - измене мужу, которая по законам шариата карается казнью через побивание камнями. Сакине должны были зарыть в землю по горло, и желающие могли бы кидать в нее камни, пока она не умрет или - что совсем маловероятно - вылезет из земли и убежит.

Дело благодаря сыну Сакине, просившему о помиловании, получило широкую огласку, и на Тегеран стала давить мировая общественность, требуя отпустить женщину, виновную лишь в том, что кого-то любила. Исполнение приговора пришлось отложить.

Пока суд да дело, на Сакине в тюрьме вновь нашло озарение, и в этом году она призналась в новом преступлении - убийстве мужа с помощью любовника. Это преступление по законам шариата наказывается более гуманным способом - казнью через повешение.

Иранское телевидение показало интервью с приговоренной к смерти женщиной. Просветленная мусульманка уже морально готова очиститься казнью и обвиняет всех, кто пытался ей помочь, во вмешательстве в ее личную жизнь. В числе тех, на кого теперь обращен ее гнев - бежавший в Норвегию адвокат подсудимой Мухаммед Мустафа. Именно он поведал обществу, при каких условиях ей пришлось пойти на убийство мужа. Тот торговал телом супруги, зарабатывая себе на наркотики. Будучи не в силах терпеть унижение, а насиловали ее прямо на глазах у мужа, Сакине вколола ему снотворное, а затем вызвала родственника мужа Ису Тахери, который подключил к спящему провода и пропустил через них электрический ток.

Если поверить этому признанию, все было хладнокровно и расчетливо. За такое казнят не только в Иране. В супердемократичных США умышленное убийство тоже нередко приводит на электрический стул. Американские правозащитники скрежещут зубами, но поделать с этим ничего не могут. Расчеты тамошних ученых свидетельствуют, что казнь одного преступника предотвращает 18 убийств.

До этого Сакине представлялась совсем другим человеком. "Я сейчас тихая и покорная, потому что часть меня словно оледенела. В тот день, когда меня высекли на глазах у Сайджада (сын женщины), я сломалась, моя честь и сердце раскололись", - делилась она сокровенным в письме, переданном через организацию по борьбе со смертной казнью. "Много ночей, прежде чем уснуть, я лежала и думала: как может кто-то жаждать, быть готовым кидать в меня камни, целиться в мои лицо и руки? За что? Скажите людям, что я боюсь умирать. Помогите мне сохранить жизнь и обнять моих сыновей", - писала уличенная в измене полтора года назад.

После этого трудно поверить, что последующие признания в убийстве были сделаны добровольно. Женщину явно заставили это сделать либо под пытками, либо под воздействием внушения, сродни тому, которым смертниц кодируют на проведение терактов. Возможно, на чистосердечное раскаяние Сакине толкнул страх перед побиванием камнями. Все-таки это даже по шариатским меркам очень страшная казнь. Повешение - легче. Исламские правоведы, чтобы выяснить, можно ли приговоренную к камнепаду вздернуть на виселице, перерыли весь свод мусульманских законов. Выяснилось, что можно. Сакине должна очень этому радоваться.

Дело иранки-изменщицы, переквалифицированной в убийцу, получило громкий общественный резонанс по политическим мотивам. Нашелся аргумент, вооружившись которым, американцы могут смело нести демократию в эту страну, как уже принесли в Ирак. Кстати, там светский режим благодаря вторжению США сменился религиозно-фанатическим.

Почему-то в Афганистане, оккупированном международными силами во главе с США, казни любовников всемирных акций в поддержку казненных не вызывают, хотя побивание камнями там, как и в Иране - весьма распространенная практика. Когда в провинции Кундуз на севере Афганистана талибы казнили за адюльтер женатого парня и обрученную с другим девушку, только Amnesty International выпустила дежурный пресс-релиз. Жена французского президента Карла Бруни, главы христианских конфессий, видные политические деятели промолчали, хотя в случае с Аштиани все они требовали от Ирана проявить гуманность и не наказывать женщину за желание любить того, кого велит сердце. Не было кампании и в защиту тринадцатилетней сомалийской девочки, изнасилованной случайными встречными и забитой за это камнями в Могадишо 27 октября 2008 года.

Если спросить у мусульманского фанатика, как такое возможно в XXI веке, он ответит: "Собакам собачья смерть". Более просвещенный начнет пояснять, что Коран не заставляет убивать прелюбодеев. Побивание камнями придумано Пророком и записано в суннах. При этом наказанию подлежит только измена единоверцу, так как это предательство в его лице самого Аллаха. К тому же доказать прелюбодеяние сложно, потому что требуется найти четырех свидетелей, которые воочию видели половой акт. А поскольку смотреть на оголенные прелести чужих жен и мужей мусульманам запрещено, то теоретически найти правоверных ротозеев непросто. При этом за ложный донос по шариату можно получить 80 ударов плетьми. Так что едва ли не единственным доводом для шариатского суда становится раскаяние прелюбодея. Откуда же было знать Пророку, какими пытками и гипнозом его последователи буду выбивать признательные показания.

Как же донести до сторонников шариата, что подобные наказания давно устарели, что у человека может быть право на ошибку и что, как сказал поэт, "каждый выбирает для себя женщину, религию дорогу, дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя"?