Мужчина и женщина

Северокавказские курорты под прицелом СМИ

О проекте туристического кластера на Северном Кавказе можно писать либо хорошо, либо никак. Иронические комментарии "Комсомольской правды" о том, что автомат – лучшее снаряжение для лыжника, вызвали протест в госкомпании-операторе. Когда речь идет о будущем региона и судьбе миллионов жителей, так шутить нельзя, считают в ОАО "Курорты Северного Кавказа". Безопасно ли на самом деле российским туристам на склонах Кавказского хребта, выяснял корреспондент GTimes.

С сайта "Комсомольской правды" уже исчезли фотографии с едкими комментариями "Через 10 лет в горах Ингушетии туристу уже не понадобится автомат" и "Автомат - полезный атрибут экипировки лыжника в Ингушетии", которыми сопровождались статьи о планах по развитию туризма на Северном Кавказе. Они оскорбили ОАО "Курорты Северного Кавказа". Пресс-служба компании опубликовала открытое письмо редактору газеты Владимиру Сунгоркину.

"Легкомысленный и популистский подход к этой теме, на наш взгляд, не только недопустим, но и чреват обострением межнациональных отношений и дестабилизацией ситуации в Северокавказском регионе", - говорилось в послании. Утверждения журналиста были названы "провокационными и оскорбительными для миллионов граждан Российской Федерации".

Кроме того, "Комсомолку" уличили в публикации недостоверных сведений о том, что, в связи с включением Ингушетии в проект развития туристического кластера, расходы госказны возрастут на 55 миллиардов рублей. Это вовсе не так, утверждает пресс-служба. Финансирование букета курортов ("Лагонаки" в Адыгее, "Эльбрус-Безенги" в Кабардино-Балкарии, "Архыз" в Карачаево-Черкесии, "Мамисон" в Северной Осетии и "Матлас" в Дагестане, а также недавно включенные в проект два курорта в Ингушетии и каспийское побережье Дагестана) пока не превысило 60 миллиардов рублей. Остальные средства – почти 400 миллиардов – чиновники надеются привлечь в виде частных инвестиций. Та же Ингушетия уже подписала соглашение с группой компаний "Акрополь". Инвестиции в горно-туристические центры "Цори" и "Армхи" в Сунженского и Джейрахского районов республики могут достигнуть 27 миллиардов рублей.

"Строительство объектов курортной инфраструктуры, как и прежде, будет вестись за счет частных инвесторов. А автомат, вопреки мнению автора, - не самый полезный атрибут экипировки лыжника", - отмечается в открытом письме.

На вопрос GTimes, будет ли пресс-служба требовать опровержения публикаций, ее руководитель Алла Исаева отметила: "Мы не настроены воинственно. Мы просто надеемся, что в дальнейшем уважаемое издание будет публиковать проверенную информацию".

После открытого письма на иронические публикации "Комсомолки" ополчились ингуши. Они сочли это спланированной провокацией, направленной именно против республики Ингушетия. Кто-то даже предложил подать на "Комсомолку" в суд. Но Алла Исаева полагает, что эти подозрения напрасны. Все ляпы прошли "по недосмотру и легкомыслию авторов". "Я не вижу тут злого умысла", - подчеркнула она.

В общем-то, после удаления фотоснимков лыжников с автоматами конфликт можно было бы считать исчерпанным, если бы не одно "но". Авторы публикаций вовсе не ошиблись, когда назвали кавказские республики небезопасными. В КБР режим КТО был отменен только в конце прошлого года. В Сунженском районе Ингушетии действительно в марте прошлого года была разгромлена база боевиков-смертников. А Дагестан с ежедневными нападениями на военных, милицию и госслужащих вообще не покидает криминальные сводки. Кто же поедет туда отдыхать, тем более без автомата?

По плану полпреда Александра Хлопонина, после возведения новых курортов и реставрации старых Северный Кавказ будет посещать по два с половиной миллиона туристов в год. Планка высокая с учетом нынешних показателей. И все же туристический поток не иссяк. К примеру, дагестанские пляжи и горы в прошедшем году стали местом отдыха для 225 тысяч человек, половина из которых были гостями республики.

На Кавказ пока что едут, как правило, любители дикой природы, которых в нашей стране немного. Экотурклуб "Нейтрино" проводит свои маршруты в трёх регионах, специализируется на конных и горнопешеходных маршрутах по Северному Кавказу. "В этом году стабилизируется обстановка в регионе и мы уверенно приглашаем в горы Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии! Маршруты проводят гид и местный инструктор по горному туризму", - рассказала GTimes директор клуба Татьяна Волкова.

"До 90-х годов Кабардино-Балкария была кузницей горных инструкторов и альпинистов, а Нальчик был всесоюзной здравницей! Перестройка не отменила кавказский обычай - знать кто к кому приехал и куда идёт в горах, с горами не шутят. Местные профессиональные инструктора отвечают за безопасность туристов и местные жители все заинтересованы, чтобы туристы уехали переполненные самыми лучшими впечатлениями и ….не на долго! Обычно весь посёлок, а везде живут спасатели МЧС, егеря, животноводы, другие инструктора переживают за успех путешествия и всегда в курсе событий, готовы помочь," - отмечает собеседница GTimes

Зимой туристов от клуба немного – несколько десятков. С охотой в Дагестан и Приэльбрусье едут в основном жители южных регионов России – Ростовской и Астраханской областей, Ставрополья. Те, кто живет в средней полосе, в Москве – ориентируются по новостям СМИ, и поэтому отдыхать на Северном Кавказе боятся.

К программе развития северокавказских курортов у Татьяны Волковой двойственное отношение.

На ее взгляд, приход цивилизации в дикие уголки повредит притягательности этих мест. Ну, какие, например, могут быть прогулки на лошадях, если подъезды к горнолыжным комплексам будут заасфальтированы? Как услышать тишину каменных исполинов, когда вокруг гудят моторы? И какой же это горный отдых, если туристы просто будут сидеть в комфортабельных отелях, как это уже бывает в Архызе?

Кстати, опасения по поводу строительства новых курортов высказывают и местные жители. Ингуш Магомет Барахоев отмечает, что вместе с доходами от турбизнеса республика получит новые проблемы по утилизации канализационных стоков и мусора, природа будет затравлена выхлопными газами потоков автобусов и обезображена вырубками и столбами для телефонных и электрических проводов. К тому же туристы принесут с собой все социальные пороки больших городов.

Но значит ли это, что от развития курортов следует отказаться? Татьяна Волкова полагает, нужно лишь более мудро использовать финансовые возможности. Туризм должен развиваться вместе с сельским хозяйством, местным производством и образованием. Можно открыть больше меленьких гостиниц с удобствами для туристов, реконструировать турбазы Чегем и Башиль в Верхнем Чегеме, привести в порядок города-курорты Нальчик, Владикавказ и других, повысить уровень санаторно-курортного лечения, вести реконструкцию и строительство по новым экологическим технологиям.