Мужчина и женщина

Горийские крестьяне на грани голода

Ираклий Аласания, которому прочат место премьер-министра при президенте Бидзине Иванишвили, ездит по деревням центральной части Грузии, удивляясь царящей там разрухе и бедности. Вчера он посетил села Карельского района, где нет газа, медицинского обслуживания и многого другого. До этого Аласания был в Горийском районе, в селе Пхвениси, где заморозки уничтожили весь урожай. GTimes отправилась по его следам, чтобы узнать, действительно ли местные жители голодают.

Горийский район - это географический центр Грузии. Дорога от Тбилиси до этого места занимает максимум полтора часа. Из столицы в провинцию ведет отличное шоссе, настоящий автобан, ехать по которому одно удовольствие. Но цивилизация заканчивается, как только сворачиваешь в сторону границы с Южной Осетией. Мы направляемся в села верхней части района, пострадавшие от ноябрьских заморозков. О бедственном положении местных крестьян мы узнали от Ираклия Аласании: он предложил властям создать фонд помощи этим деревням, жители которых оказались на грани голода. Хотя от грузинской столицы эти места совсем недалеко, но мы приехали из сырого Тбилиси в настоящую зиму: здесь, в предгорных деревнях, наледь и легкий морозец.

В этом году зима началась очень рано - в ноябре выпал снег и сразу ударили заморозки. Похолодание было недолгим, но его хватило, чтобы фермеры лишились урожая. Мы посетили село Пхвениси и убедились, что положение людей и в самом деле печальное.

Мы разговорились с группой пожилых мужчин на сельском пятачке.

-Что вы здесь выращиваете?

-Капусту, яблоки, кукурузу.

-И как урожай в этом году?

-Вы что, смеетесь, какой урожай, ничего нет, все вымерзло. Кто успел пораньше собрать, тому повезло. Но заморозки рано ударили, большинство не успели собрать, все испортилось.

Капуста, можно сказать, местный бренд. Здесь ее выращивают почти в каждой семье, потом приезжают покупатели и разбирают все на корню. Фермеру ничего делать не надо, важно вырастить так, чтобы вид был товарный. Но в этот раз не повезло. 7 ноября ударил мороз - просто невиданная аномалия по местным меркам. Климат здесь почти субтропический. А капуста остается на полях обычно до 15 ноября, потом приезжают скупщики. Предприниматели недозрелую капусту брать не будут, поэтому местные держат ее на поле максимально долго. Но в середине ноября здесь обычно +15, а в этом году по ночам было ниже ноля.

Следы сельской драмы повсюду. Гнилые кочаны валяются по обочинам дороги и в огородах. Один из мужчин приглашает нас прогуляться. Неподалеку мы видим "могильник" капусты. Здесь несколько грузовиков сгрузили тонны подмороженного урожая, такая даже скотине в пищу не годится. Почти бескрайнее поле капусты. Снег слегка прикрыл завалы, разгребаем его и видим масштабы бедствия.

Горийские крестьяне на грани голода. 26129.png

Кукуруза - другая культура, которая в изобилии растет в здешних краях. Она тоже пала жертвой заморозков. Пострадала вся верхняя часть Горийского района. Мы едем в другую деревню - Шиндиси, там та же печальная картина.

По дороге встречаем одного из перекупщиков. Его рабочий день не удался. Он ездит по деревням, скупает овощи и фрукты. Но за весь сегодняшний день торговец загрузил только одну легковую машину. Покупать нечего, никто ничего не может продать.

Люди совершенно не надеются на помощь государства. Да, в принципе, никто ничего и не просит. "Это погода нам так подпортила, власти тут причем?" - говорят крестьяне.

О приезде Ираклия Аласании и его инициативе слышали немногие, и не сказать, что люди воодушевлены его речами и поверили ему. "А что, у нас как проблемы, так приезжают политиканы, на этом свои очки зарабатывают. А чем оппозиция может нам помочь?" - говорят сельчане.

Сгнивший урожай абсолютно бесполезен. Если сразу после заморозков непригодные для продажи овощи и фрукты еще ела скотина, то когда капуста и яблоки начали портиться, животные отказались этим питаться.

В обоих селах мы были первыми журналистами, которые приехали узнать о ситуации. Крестьяне предоставлены сами себе, им придется выкручиваться самостоятельно. Их ситуации не позавидуешь. Люди в деревнях живут от урожая до урожая. Если удался урожай - есть деньги, если нет - то голод. За счет выручки от продажи продуктов оплачивается посевная в следующем году. Мы посетили одну семью, у которой два гектара земли. Расходы на посевную, в расчете на один гектар, составляют около 4500 лари или около 2500 долларов. В эту сумму входит техника, солярка, рабочие. Итого на два гектара нужно 5000 долларов. Этой семье, как и многим другим, добыть такие деньги теперь неоткуда.