Мужчина и женщина

Грузия ждет, что решат США и Россия

4 февраля Хиллари Клинтон провела встречу со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. Они обсудили вопросы, которые беспокоят мировое сообщество. В том числе кризис в Афганистане, ядерную политику Ирана и ситуацию, создавшуюся в Грузии (все это должно стать и предметом диалога между руководством США и России в ближайшее время). Тогда Клинтон и произнесла слова, которые цитируют практические все грузинские СМИ: «Для решения проблемы самой Грузии необходимо конструктивное сотрудничество с Российской Федерацией».

Это изречение, как водится, трактуют по-разному: оппозиция услышала одно, власти - другое.

Так, спикер парламента Давид Бакрадзе сделал журналистам следующее заявление: «То, что новый госсекретарь называет Грузию наравне с такими приоритетами, означает продолжение политики ее поддержки со стороны США. И мы ожидаем от них ориентированную на результаты помощь».

При этом и спикер, и другие представители руководства страны обошли молчанием другое важное место в словах госсекретаря - о необходимости диалога с Россией. Пока вместо готовности к оному звучат заявления ультимативного толка. Мол, пусть сначала откажутся от признания Абхазии и Южной Осетии, а потом поговорим.

Но вот главный кандидат на президентский пост, бывший постпред Грузии в ООН Ираклий Аласания именно к тому сегодня и призвал власти страны: активизировать диалог с Россией. «Для нашей страны очень важно начать контактировать с Российской Федерацией, искать точки соприкосновения. Нужна дипломатическая линия, возможно, непубличная на первом этапе», - цитирует Аласания интеренет-издание ВЗГЛЯД. Он высказался, в том числе, и за активизацию «народной дипломатии».

Уместно напомнить, что буквально на днях, комментируя съезд грузин в РФ, президент Грузии заявил, что российское руководство выбирает не тех адресатов для диалога: "Я хочу сказать правительству и президенту России, если они хотят разговаривать с Грузией, они должны разговаривать с избранными властями. Разговор может быть на все темы, но только после того, как Россия произведет деоккупацию территории Грузии".

Тем временем, как передает Радио Свобода, сегодня та же Хиллари Клинтон, выступая в Конгрессе, еще раз вернулась к теме "более конструктивных" отношений США с Россией. И президенты обеих стран в своем телефонном разговоре на прошлой неделе признали необходимость остановить охлаждение между Россией и США, продолжив личный диалог.

В Тбилиси отчетливо сознают, что от всего этого во многом зависит и будущее Грузии. И оценивают подобные перспективы неоднозначно.

Вот мнения некоторых грузинских аналитиков.

Эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили считает, что США и Россия не смогут вести конструктивный диалог, в том числе и по вопросам, которые касаются Грузии.

"Из-за событий последнего времени ситуация зашла в тупик. Одна только готовность к диалогу между государствами не принесет результатов. Для урегулирования создавшегося положения единственной возможностью является соблюдение всеми сторонами норм международного права.

Без этого также не решить и проблем, связанных с Грузией. Но Медведев заявляет, что не собирается менять решение относительно Цхинвали и Абхазии. Это означает, что и здесь ситуация зашла в тупик", - цитирует ИА GHN Ираклия Сесиашвили:

Его коллега Александр Рондели, президент Фонда по исследованиям стратегии и международных отношений, убежден в обратном: переговоры США и России обязательно будут иметь позитивные результаты для Грузии.

"Естественно, обсуждая этот вопрос, стороны обязательно коснутся того, как выполняется соглашение Саркози-Медведева-Саакашвили о прекращении огня. Россия должна убедить Запад: август прошлого года не повторится, и она будет соблюдать условия этого соглашения. Вот почему эти переговоры обязательно будут иметь позитивные результаты для Грузии", - убежден политолог.

Остается еще один вопрос: нужны ли посредники в диалоге между Москвой и Тбилиси? Скажем, в 2006 году, во время очередного витка противостояния между Москвой и Тбилиси, на предложение ЕС выступить в качестве посредника между странами, нынешний премьер-министр, а тогда президент Владимир Путин, сказал: "Посредников в нормализации двусторонних отношений с нашими соседями нам не нужно - Россия и Грузия имеют многовековой опыт выстраивания дружественных связей".

Впрочем, после августовских событий мир на Кавказе во многом зависит от треугольника Москва - Вашингтон - Тбилиси. А его равносторонним не назовешь.

Ирина Пташковская