Мужчина и женщина

Кавказ для русских

Минрегион накануне сообщил избранному президенту России Владимиру Путину, что выбирает программы по возвращению и закреплению русских в Северо-Кавказском федеральном округе. Эту идею горячо лоббирует полпред президента Александр Хлопонин. Но что могут предложить власти тем, кто решит вернуться? Изношенную инфраструктуру, безработицу и вооруженные конфликты в придачу? Наладили бы сначала жизнь тех, кто пока еще не уехал, и тогда народ потянется сам.

Минрегион рассматривает некие программы по закреплению русских на Северном Кавказе. Не вдаваясь в подробности, глава ведомства Виктор Басаргин в докладе Путину отметил, что свои предложения уже подготовили Ингушетия и Чечня. Русское население из этих республик уже почти выехало, так что говорить скорее надо о возвращении, чем о "закреплении" на местах.

Почему национальные власти этих республик опомнились и стали приглашать русских назад? Шутники пишут, что рабов не осталось, поэтому заманивают глупцов. Но ближе к истине, пожалуй, предположение, что республиканские лидеры Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров выполняют наказ партии, за которую ста и более процентами обычно голосует тамошнее население.

Как бы то ни было, а в Ингушетии действительно есть своя программа, по которой на жилье именно русским людям ежегодно выделяются средства. В прошлом году на это было потрачено 12 миллионов рублей. Эту сумму можно увеличить, если федеральный центр будет софинансировать программу. Сейчас обсуждается вопрос о строительстве в станице Орджоникидзевская 50-квартирного дома для возвращенцев, уже подавших соответствующие заявления.

Есть ли такая программа в Чечне, корреспондент GTimes попыталась выяснить у атамана Терско-Сунженского окружного казачьего общества Анатолия Черкашина, живущего в Наурском районе, где прежде русскоязычное население составляло большинство. "О программах может знать только Рамзан Кадыров, мне о них ничего не известно, - ответствовал казак. - Мне звонят, я говорю: пиши заявление, что ты хочешь вернуться. Места много, работы хватит, почему не возвращаться?" Но пока все прошения, что накопил атаман, лежат без надобности.

Можно и просто приехать, если уцелело жилье, и некоторые так и делают. "Но хотят-то по программе. Там же есть программа какая-то, которую пока никто в глаза не видел, - иронизирует Черкашин. - Этот вопрос я задавал полномочному представителю президента России и его заместителю. Но у них у самих видения никакого нет".

Идею возвращения русских на Кавказ с прошлого года активно рекламирует полпред Александр Хлопонин. Правда, он говорит о возвращении "русскоязычного населения", словно российские кавказцы живут в другой стране и по-русски не говорят. Просто Хлопонин хочет подчеркнуть, что ждет представителей всех наций, покинувших регион, а термин для них еще не придуман.

По его словам, республикам Северного Кавказа "как хлеб, как воздух необходимо русскоязычное население, потому что русский язык... связывает собой нации и национальности, проживающие на территории Северного Кавказа".

Полпред считает "русскоговорящих" более мобильными и в массе своей более образованными, а потому возвращать их надо "через создание конкурентных, нормальных рабочих мест". "При этом мы имеем страшный дефицит преподавателей, врачей хорошей квалификации, инженеров, технологов, которые соответствуют русскоязычному населению", - отметил Хлопонин, сам себе противореча. Ведь если не хватает специалистов, значит, рабочие места есть. А русские все равно уезжают и не возвращаются. Их намеренно вытесняют, и тот же Хлопонин это признал.

В Кизлярском районе Дагестана казаки живут веками, но в последние два десятилетия многие стараются уехать. Почему? Причин много, и разгул экстремизма - далеко не главная, как выяснила корреспондент GTimes у атамана Кизлярского окружного казачьего общества Николая Спирина. "А что в, Москве не взрывают? - спросил в ответ на замечание, что жить в современном Дагестане страшновато. - Мы ведь живем здесь, у нас менталитет свой, выработанный предками. Кто выехал, многие сожалеют об этом, но чтобы вернуть их, надо сначала создать хорошие условия для тех, кто остался".

Русские в республиках, уверен атаман, были и остаются залогом добрососедских межнациональных отношений на Северном Кавказе, но только их должно быть не менее 50 процентов населения. Федеральные программы по возвращению и закреплению обязательно должны быть согласованы с местными русскими общинами, с казаками, считает Спирин. Иначе это будут бесполезные проекты, бюджеты которых просто распилят чиновники на местах.

Одной из программ, по словам кизлярского атамана, мог бы стать давний проект о возвращении на место проживания в приграничной зоне. По нему репатриантам полагались выплаты на покупку жилья и обзаведение хозяйством. "Многие отсюда поуезжали и задешевку или продали, или вообще не продали дома. Жить здесь было невозможно. Начались националистические движения, которые послужили оттоку русского населения", - напомнил Спирин.

В результате националистической политики русские были выдавлены с руководящих постов в администрациях и на предприятиях. Это в итоге привело к безработице и разрухе. Так что теперь нужен поворот и в кадровой политике.

Остановило бы отток русских и возвращение казачьих земель, если бы был принят закон о реабилитации казачества. "Чтобы мы могли заниматься животноводством, земледелием, восстановлением виноградников, которым славились эти края. Тогда можно было бы укрепиться тем, кто здесь остался. А потом на базе этого возвращать народ сюда, - рассуждает Спирин. На вопрос, а готовы ли современные казаки пахать землю, приглашает: - Приезжайте, послушайте, о чем мы на своих сходах говорим".

Земля, жилье, достойно оплачиваемая работа и безопасность - это лишь самое необходимое для закрепления русских, а заодно и для подавления экстремизма среди кавказских народов. Но также нужны сельские клубы - очаги культуры, которых почти нигде не осталось. Нужны детские сады и школы с приличным образованием. Нужны хорошие дороги и нормальный общественный транспорт. Впрочем, пока в России блага цивилизации в полном комплекте есть разве что в столице, а потому можно говорить об "оттоке русского населения" отовсюду в Московскую область. Просто отъезд русских именно из Северо-Кавказского округа стратегически опасен для России.