Мужчина и женщина

Сколько раз можно продать квартиру у Черного моря?

Квартирка с видом на Черное море в Краснодарском крае нынче ценится не меньше, чем в Подмосковье. Поэтому и размах мошенничества на жилищном рынке столичный. За дважды проданную "двухкомнатку" сейчас судятся двое туапсинцев - Сергей Ивченко и Людмила Томилова, с 2007 года проживающая на спорной жилплощади. А все "благодаря" краевому отделению Росимущества, еще в 2004 году за долги реализовавшему квартиры в недостроенном доме, и строительной компании ООО "Технострой", повторно продавшей это жилье.

На рынке, как гласит пословица, два дурака: один продает, другой покупает. Но на жилищном рынке Краснодарского края облапошенных гораздо больше, так как одну и ту же недвижимость могут продавать по несколько раз, и крайним останется последний приобретатель. Примером такого мошеннического оборота жилплощади стала история с квартирой в многоэтажке микрорайона "Заречье" села Ольгинка Туапсинского района.

Право собственности на эту квартиру зарегистрировано в 2007 году на Людмилу Томилову, которая с мужем долгие годы работала на севере с мечтой о домике с видом на теплое море. Домика не вышло, но пожилым супругам хватило и двухкомнатного жилья, приобретенного по договору долевого участия у ООО СК "Технострой" в 2006 году за 857 тысяч рублей. Бетонную коробку Томиловы довели до ума, превратив в уютный семейный уголок.

Но не успели они нарадоваться своему счастью, как у квартиры неожиданно выявился другой хозяин - Сергей Ивчено, купивший ее еще в 2004 году за 385 тысяч рублей. Он стал обладателем квартиры на основании протокола о проведении аукциона, организованного Краснодарским региональным отделением Российского фонда федерального имущества. Продавцом по договору с Росимуществом выступила фирма "РТО".

Дело в том, что на часть имущества ООО "Технострой" судебные приставы Туапсинского района наложили арест, исполняя решение о взыскании долгов. При аресте присутствовал заместитель гендиректора строительной компании Д. С. Жаров, поставивший свою подпись под протоколом. То есть "Технострой" был в курсе, какие именно части его имущества, а это три квартиры в недостроенном доме, пойдут на погашение долгов.

Но вступить в права собственника Ивченко сразу не смог, так как у самого "Техностроя" еще не было ни акта приемки дома, ни права собственности на конкретные квартиры, так как до завершения строительства получить такой документ на часть дома нельзя.

А когда дом все-таки достроили в 2005 году, Ивченко о своих правах почему-то не заявил. "Технострой" же занялся реализацией квартир, но не по договорам купли-продажи, а по договорам долевого участия. В 2006 году таким образом Томиловым была продана и одна из арестованных в 2004 году квартир.

Имел ли право Жаров распоряжаться тем, что уже было продано и с чего уплачены накопленные им долги? Конечно нет, и сейчас претензии Томиловых должны быть направлены к ООО "Технострой" с требованием вернуть 857 тысяч рублей и компенсировать затраты на ремонт. Но в 2008 году, когда Ивченко и аукционные приобретатели двух других арестованных квартир О. Мохова и О. Полухина обратились в суд с требованием признать за ними право собственности, строительная фирма подала встречный иск о признании торгов недействительными. В одной из судебных инстанций "Технострой" выиграл. Следом, в 2009 году, одержали верх и Томиловы.

Но до точки в этом деле оказалось еще далеко. Аукционные покупатели через суд потребовали возмещения ущерба с Росимущества, которое несправедливо реализовало квартиры. Но ведомство деньги возвращать отказалось и пожаловалось на решения краснодарских судов в Верховный суд. А он в прошлом году стал на сторону государственного органа.

Дело вернулось на пересмотр в Туапсе, где приобретатели с аукциона были признаны владельцами, а "Технострой" с Томиловыми остались в дураках. Кассация Томиловых результатов не дала. На жалобу в президиум Краевого суда недавно также пришел отказ.

Впереди еще Верховный суд, но надежды на выигрыш у Томиловых почти не осталось. Дело в том, что за приобретателями с аукциона стояли совсем не простые люди, с которыми супругам пришлось столкнуться на лестничной площадке.

В квартирах Моховой и Полухиной периодически появляются начальник службы судебных приставов Туапсинского района и судья районного суда Краснодара с женой - начальником службы судебных приставов Краснодара. А за Ивченко стоит судья Туапсинского района. Во время процесса в Туапсинском районном суде дело, при таких обстоятельствах, просто не могло рассматриваться объективно. Кроме того, противники Томилиных хорошо подкованы юридически.

Похоже на то, что эти люди в 2004 году приобрели квартиры, воспользовавшись служебным положением. Как проходил аукцион, одному Богу известно, но соседство судей и приставов при покупке арестованного имущества явно не случайно.

Эти начальствующие приставы и судьи по какой-то причине побоялись заявить о правах собственников в 2007 году, когда срок давности по таким делам еще не истек, а строительство уже завершилось. Чего они ждали? Пока новые владельцы приведут квартиры в божеский вид? А теперь они рассчитывают срок давности с момента, когда узнали о нарушении своих прав, а не с момента покупки на аукционе. И их доводы суды принимают.

А вот доводы "Техностроя" о продлении срока давности для того, чтобы опротестовать арест и аукцион, суды не учитывают.

Но самое печальное в этой истории, что сама краснодарская строительная компания, по сути дела дважды продавшая квартиры, сейчас уже не существует. А значит, ни Томиловым в случае их поражения, ни Росимуществу в случае повторного признания торгов недействительными, не с кого взыскивать заплаченные когда-то средства. Такое, конечно, встречается в России повсеместно, но в Краснодарском крае подобные истории в порядке вещей.