Мужчина и женщина

Заключенную довели до самораспятия

пригвоздила себе руки и ноги, требуя пересмотра своего дела. Вчера, 12 февраля, ее протест поддержали голодовкой другие обитательницы колонии.

Этот факт корреспонденту GeorgiaTimes подтвердила председатель НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» Нана Какабадзе. Официально признал его, по сообщению ИА Trend News, и глава пресс-службы грузинского министерства по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Саломе Махарадзе.

Сабашвили посетил заместитель народного защитника Грузии Георгий Чхеидзе. В разговоре с корреспондентом GeorgiaTimes он уточнил, что Цицо осуждена за убийство на 17 лет лишения свободы. Ее адвокат еще в прошлом году обратился в прокуратуру с кассационной жалобой о пересмотре дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Ответа женщина до сих пор не получила. Чтобы, наконец, привлечь внимание к своему делу, она пошла на такой отчаянный шаг - нанесла себе телесные повреждения. Как заверил в упомянутом интервью Чхеидзе, аппарат грузинского омбудсмена направит в связи с инцидентом обращение в прокуратуру.

По сведениям Наны Какабадзе, почти все заключенные этой колонии вчера объявили голодовку в поддержку Сабашвили. Среди их требований также - улучшение ситуации в исправительном учреждении.

К акциям протеста по этому поводу женщины-заключенные прибегали неоднократно. В июне 2008 года, по сообщениям СМИ, голодовка длилась две недели. Несколько женщин настаивали на пересмотре уголовных дел и, как и сейчас, требовали улучшить условия содержания. Акция, как тогда заявила Нана Какабадзе, была прекращена под давлением местной администрации.

В августе 2007 года в тбилисской колонии голодали трое осужденных. Они были возмущены введением положений, по которым департамент по исполнению наказаний получил право за малейшее нарушение распорядка увеличивать срок заключения.

«В пенитенциарной системе Грузии на сегодняшний день чрезвычайная ситуация», - заявляли полтора года назад грузинские эксперты на пресс-конференции в РИА Новости.

Совсем недавно, 9 февраля, на те же проблемы обратила внимание Ассоциация молодых юристов Грузии, проведя специальный брифинг. Поводом послужили, как рассказала корреспонденту GeorgiaTimes председатель организации Тамара Хидашели, письма 34 заключенных 7-й тюрьмы департамента по исполнению наказаний. По их словам, администрация заведения допускала нарушения санитарно-гигиенических норм и отказывала в необходимом медицинском обслуживании. Правозащитники на месте изучили ситуацию. Сведения подтвердились.

Похожие жалобы в Ассоциацию периодически приходят из всех 17-ти исправительных учреждений Грузии. Узники пишут о проблемах с медицинским обслуживанием и питанием. «Когда мы их посещаем, они нам рассказывают об избиениях и жестоком обращении со стороны сотрудников тюрем и колоний, но официально заявлять об этом боятся», - говорит Тамара Хидашели. Между тем, международные правозащитные организации Amnesty International, Human Rights Watch и Penal Reform International, как отмечал «Кавказский узел», ещё в 2007 году рекомендовали правительству Грузии принять неотложные меры, чтобы исключить пытки и физическое насилие в местах содержания под стражей.

В 2007 году на вышеупомянутой пресс-конференции грузинские правозащитники выражали беспокойство: после «революции роз» в три-четыре раза увеличилось количество заключенных, и, соответственно, - ухудшились условия содержания. На тот момент за решеткой сидело 20 тысяч человек. Сегодня это число практически не изменилось и, по данным Ассоциации молодых юристов, на 5 февраля составляло 20 тысяч 100 человек.

Слабая надежда на улучшение ситуации в «местах не столь отдаленных» появилась совсем недавно. В правительстве Ники Гилаури сформировано новое министерство - пробации, исполнения наказания и юридической поддержки. Его глава Дмитрий Шашкин, передаёт Civil Georgia, пообещал тесно сотрудничать с конструктивно настроенной оппозицией и по поручению президента осуществлять вторую волну демократических реформ. Какой смысл он вкладывал в эти слова, мы узнаем, вероятно, уже в скором времени.

Светлана Болотникова