В Гальском районе Абхазии, населенном преимущественно этническими грузинами, продолжается процесс выдачи паспортов гражданина республики Абхазия. Но процесс идет медленно. Возможно, большая часть 30-тысячного населения региона так и не сможет их получить.
В данный момент абхазские паспорта в Гальском районе не выдаются. Работа приостановлена по простой причине: в помещении, занимаемом паспортной службой, идет ремонт. Его обещали закончить к 21 мая, но теперь стало известно, что паспортный стол заработает не раньше начала июня.
Жители района пристально следят за дверями районного паспортного стола. Как только они откроются, здесь опять появятся громадные очереди из людей, несущих сюда свои документы в надежде получить гражданство страны, в которой они живут.
Может быть, быстрее это удастся сделать детям, которые заканчивают в этом году школу и которым необходимо будет поступать в институт.
Процесс выдачи паспортов жителям Гальского района Абхазии начался уже много лет назад, но на данный момент в лучшем случае четвертая часть населения смогла получить документы на руки. Власти, как показывает практика, уже и при новом президенте Александре Анквабе готовы продолжать процесс паспортизации населения, хотя их активность, судя по всему, сильно тормозится одним важным обстоятельством: против выдачи гражданства грузинскому населению Гальского района выступает, похоже, все остальное население республики. Нет, никто в последнее время (а скорее всего, вообще никогда) не проводил опросов по поводу того, как относится население к тому, что гальские грузины станут полноправными гражданами Абхазии. Но достаточно быть лишь немного знакомым с общественным мнением, чтобы понять - народ против.
Читайте также: Культурная революция в Гальском районе
Может быть, противникам процесса паспортизации абхазских грузин не стоит беспокоиться. При существующих требованиях к документам, которые необходимо предъявить для оформления абхазского паспорта, не так много людей способны его заполучить. Было время, несколько лет назад, когда гальцы достаточно легко получали гражданство, как, например, наша собеседница, преподаватель одной из школ. Потом в стране из-за этого начались конфликты, и теперь наша учительница счастлива, что успела получить паспорт сразу. "Например, в числе необходимых документов - свидетельство о рождении и аттестат об образовании. У людей во время войны дома сожгли. Откуда у них возьмутся эти документы?" - говорит наша собеседница.
Главная проблема населения Гальского района - тотальное отсутствие документов. После войны почти весь район дважды оказывался в огне. У людей мало что сохранилось. Отсутствующие документы нужно восстанавливать через суд. Это как минимум долгая история, и далеко не факт, что всем удастся это сделать. В районе есть люди, и их не так мало, у кого нет никаких документов от рождения. Сегодня это как раз те, кто отмечает свое совершеннолетие. В самом городе Гал это не так заметно, как в отдаленных селах. Например, в деревне Отобая есть молодые люди, которые ни разу не выезжали за пределы трех-четырех окрестных сел. Они боятся ехать даже в райцентр, потому что никогда там не были.
После войны в регионе с документооборотом произошла полная катастрофа. И сейчас нет никаких универсальных способов, чтобы зафиксировать даже не правовой статус людей, а хотя бы их наличие на планете. В Гальском районе живут люди, которых, с точки зрения права, нет. Живут они в домах, которых тоже как бы "нет", как нет и их владельцев, которых нельзя назвать владельцами, потому что не существует документов, удостоверяющих, что "несуществующие" люди являются владельцами "несуществующих" домов.
Когда процесс паспортизации только начинался, казалось, что у соискателей есть лишь одна проблема - наличие грузинского гражданства. В принципе, хорошо известно, что около 80 процентов населения региона имеют гражданство соседней страны. В числе документов, необходимых для оформления абхазского гражданства, есть бумага, в которой человек сообщает, что не имеет гражданства Грузии. Но это не самый большой барьер. Местные власти не могут проверить наличие грузинского гражданства и закрывают глаза на то, что люди лукавят об отсутствии у них грузинских паспортов. Таким образом большинство гальцев, ставших уже сейчас гражданами Абхазии, по факту имеют двойное гражданство.
На самом деле все эти проблемы решаемы. Нужна политическая воля властей Абхазии для того, чтобы люди получили гражданство. Но воля может появится только тогда, когда общество в целом не будет воспринимать эту идею в штыки. Политические реалии страны таковы, что столь серьезный вопрос, как получение абхазского гражданства грузинским населением, может быть решен только если общество придет к консенсусу по этому вопросу.
Читайте также: Врачи-герои между Абхазией и Грузией
Политика же властей, которые еще со времен президентства Сергея Багапша были в целом за выдачу гражданства, не только не встретила поддержку общества, но напротив, наткнулась на резкое противодействие. В таких условиях сам процесс выдачи гражданства нелегитимен в глазах общественного мнения. А значит, нет гарантии, что этот процесс не может быть оспорен в будущем, если политические силы, которые воспринимают в штыки идею паспортизации населения Гальского района и которые достаточно влиятельны в обществе, когда-нибудь придут к власти.
Вопрос абхазского гражданства для грузинского населения выходит за рамки конкретно вопроса о гражданстве. Это вопрос состоятельности политической нации в Абхазии. Пока в обществе превалирует мышление с позиции этнических, а не национальных интересов, вряд ли вопрос получения абхазских паспортов населением Гальского района будет положительно решен.