Мужчина и женщина

Тбилиси опять нужен жупел внешней угрозы

МИД Грузии выступил 23 февраля с официальным заявлением, в котором говорится о возможной военной агрессии со стороны России. Предположение подкрепляется слухами о наращивании российских военных сил на границе с республикой.

По словам автора заявления - начальника департамента международных организаций грузинского МИДа Серги Капанадзе, - в «конфликтных регионах» на сегодняшний день сконцентрировано более семи тысяч российских военнослужащих, строятся пять военных баз. «А на данном этапе не существует ни одного механизма, способного не допустить военной агрессии России» - цитирует его слова «Росбалт».

Российская сторона информацию Капанадзе опровергла. А начальник Генштаба Абхазии Анатолий Зайцев заявил, что в республике находится 3700 российских военнослужащих «и ни солдатом больше», сообщает «Интерфакс». Размещены они там, между прочим, в соответствии с договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между РФ и Абхазией. Анатолий Зайцев отметил, что «в последние дни в российском батальоне, находящемся в Гальском районе Абхазии, проводится ротация». Возможно, это и послужило для Тбилиси поводом поднять шум. Но, видимо, грузинский «агитпроп» запамятовал, что российские войска находятся в Абхазии официально, по просьбе Сухума, как раз для того, чтобы не допустить новой агрессии Грузии против молодой республики.

Хотя, возможно, проблема вовсе не в плохой памяти. Просто, власти всерьез напуганы объявленным оппозицией «весенним наступлением». Грузины разочарованы в нынешнем режиме. Оппозиция выдвигает президенту один ультиматум за другим: с требованием провести референдум о досрочных выборах или вовсе оставить свое кресло до 9 апреля. В противном случае республику ожидают протестные акции. Поэтому нынешняя попытка властей отвлечь мысли людей на другие проблемы - классическая политическая уловка.

Об этом говорят и в самой Грузии. По мнению конфликтолога Пааты Закареишвили, информацию об угрозе войны между Россией и Грузией официальный Тбилиси распространяет для того, чтобы весной избежать возможных манифестаций.

«Все это делается, чтобы не допустить выход народа на улицу, - цитирует его «GHN». - Война не начинается за две недели. Она имеет свои предпосылки». По мнению Закареишвили, сейчас никаких предпосылок для начала войны не существует.

И это логично. Несмотря на то, что Россия этой зимой играет важную роль на Южном Кавказе, все ее шаги, будь то совместная охрана границ или обустройство порта и авиабазы, предусмотрены соответствующими соглашениями и не выходят за их рамки. Ни на что не годятся и ссылки Серги Капанадзе якобы на отсутствие механизмов предотвращения военных столкновений. При наличии-то в регионе наблюдателей трех (!) миротворческих миссий, чьи мандаты были только что подтверждены. Не пощечина ли это тому самому «свободному миру», к которому так любит взывать нынешний президент?

Возможно, что грузинским властям в складывающейся критической ситуации стоит поискать другой аргумент для сплочения раздираемой противоречиями страны. Потасканный жупел внешней угрозы вряд ли поможет.

Артем Горбунов

(фото Reuters)