Мужчина и женщина

Жизнь по обе стороны армяно-грузинской границы

Пасмурным утром наш корреспондент прибыл на на армяно-грузинскую границу. Здесь, за Бавринским таможенным КПП, начинается территория Грузии. По соседству с Арменией расположился армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети. Сами армяне называют его Джавахк. Как живут люди на границе двух стран, рассказывает корреспондент GTimes.

Жизнь по обе стороны границы спокойная. Население в основном занимается сельским хозяйством, и сейчас у них самый разгар сезона. Местные жители часто шутят: "Город и село живут наоборот. Горожане летом отдыхают, а сельчане упорно работают".

Спокойствие и тишину нарушает лишь шум от строительных работ. Здесь сооружают новый таможенный контрольно-пропускной пункт, который, как отмечают власти страны, "будет соответствовать всем требованиям ЕС". Действующий грузинский КПП, довольно большой по площади, был построен несколько лет назад, однако власти решили поставить еще один. Видимо, старый не соответствовал современным стандартам.

По части удобств для пассажиров грузинский таможенный пункт превосходит армянский, особенно в плане его оснащения современной техникой. На армянском КПП водитель проходит регистрацию и паспортный контроль в отдельных местах. На грузинском же все просто - все документы проверяются и оформляются в одном "окне", а пассажирам даже не приходится выходить из автомобиля.

Читайте по теме: Что отталкивает армян от Армении?

Как уже неоднократно заявляли власти Армении и Грузии, таможенные системы двух стран должны быть унифицированы в рамках программы ЕС по региональной интеграции. Цель программы в том, чтобы граждане обеих стран при пересечении границы имели дело лишь с одной таможенной службой. Данный тезис заложен также в программе правительства Армении на 2012-2017 гг. "Две страны достигли политической договоренности и сейчас разрабатывают новую единую таможенную систему. Сегодня мы работаем над этими документами, что существенно облегчит контакты", - заявил недавно премьер-министр Армении Тигран Саркисян.

Но, судя по строительству новых КПП, можно сказать, что до желанной унификации еще далеко. В настоящий момент модернизируется только грузинский контрольно-пропускной пункт, а армянские пограничники пока ютятся в скромных вагончиках советского производства, где нет даже нормального отопления и освещения. Службы, работающие на границе с обеих сторон, также различны. Если на грузинской стороне униформа всех сотрудников одинакова, то на армянской стороне, кроме таможенников, можно увидеть и пограничные войска.

История сооружения таможенных КПП на армяно-грузинской границе со стороны Джавахети после распада СССР довольно курьезна. Как рассказывают очевидцы, после развала Советского Союза официальный Тбилиси (по крайней мере тогда) выступал против установления пограничных КПП на этом участке. "Я помню, в средине 1990-х годов сюда приехал тбилисский чиновник, который во время встречи с представителем Армении заявил, что Грузии не нужен КПП на этом участке. Однако, из-за настойчивости армянской стороны, КПП все ровно установили, поскольку он приносил доходы", - вспоминает в беседе с корреспондентом GTimes житель Джавахети Андраник.

Ранее мы писали: Есть ли жизнь на армяно-турецкой границе?

Жизнь по обе стороны армяно-грузинской границы. 27992.jpeg
Вид на Джавахети

По его словам, таможенные пункты всегда раздражали армян, как из Джавахети, так и из Армении. "На протяжении 1990-х на таможенных пунктах грузинской стороны творился хаос - все зарабатывали на этом как могли. Это был "легальный грабеж", особенно трейлеров, которые транспортировали грузы в Армению. Были даже случаи, когда не имевшие отношения к таможенной службе люди приходили сюда, канатом перекрывали дорогу и вымогали у людей деньги. В том числе по этой причине местные жители два раза взорвали и разгромили таможенный КПП грузинской стороны", - подчеркнул Андраник, добавив, что порядок здесь постепенно установился после "революции роз" 2003 года. Сейчас же, по его словам, о таких поступках речи быть не может. Грабежу пришел конец - "люди ощутили необратимость наказания за преступление".

Андраник рассказывает, что, несмотря на масштабное строительство таможенного КПП и дороги с Арменией, в жизни населения пограничных сел мало что изменилось. "Конечно, строительства дороги с Арменией - большой плюс. Однако люди, как и прежде, занимаются сельским хозяйством по отсталой технологии, особенно скотоводством. Основной источник доходов здесь - поездки на заработки за рубеж, а также производство сыра, как в домашних условиях, так и в маленьких цехах в округе. Это и раньше было", - резюмировал наш собеседник.

Кроме того, как замечают местные жители, их заботят и вопросы национального толка. В некоторые села Ниноцминдского района (Спасовка, Калинино), расположенных близко к армянской границе, после ухода русских (их здесь называли духоборами) в существенном количестве были заселены аджарцы. И не без помощи государства. "Им государство оказывает поддержку, предоставляет бесплатное жилье, хорошую землю и скот, а армянам, которые веками здесь живут и развивают регион, ничего", - подчеркнул один из жителей села Ждановакан на условиях анонимности. Местные жители за всем этим видят умысел (на государственном уровне): изменение демографического состава региона. Однако, как отмечают эксперты, аджарцы живут здесь недолго - каждая семья в среднем 5 лет. Потом они кочуют в Цалку, оттуда через пять или десять лет возвращаются в Аджарию. "Это постоянный цикл. Они сюда приезжают на заработки. У них даже здесь кладбищ нет", - отмечают эксперты.

Карен Арменякян