Мужчина и женщина

Женское счастье грузинок - в Турции?

Число грузинских женщин, которые в поисках работы уезжают в Турцию, растет в геометрической прогрессии. А так как спрос рождает предложение, как на дрожжах растет число так называемых офисов, которые ведают "организацией труда за рубежом". Принято считать, что наиболее привлекательны для трудоустройства курортные города типа Анталии, Бодрума и Мармариса. Но работа, полученная здесь, в большинстве случаев временная, сезонная. И подходит она в основном студентам, которые хотят на каникулах подзаработать на учебу. А вот ищущим долгосрочную работу больше всего подходят мегаполисы. Но приносит ли эта работа то счастье. В поисках которого грузинки бегут в Турцию?

Отчаявшаяся, уставшая от постоянных финансовых трудностей провинциальная грузинская женщина, оставшаяся без поддержки мужа, рано или поздно оказывается на пороге офиса по трудоустройству, где ей обещают быстрые и легкие деньги.

На деле "офис", как его называют работающие в Турции, - это маленькое грязное съемное помещение, где сидит женщина из местных, имеющая в покровителях гражданина Турции. Она тоже в свое время отправилась в Турцию в поисках лучшей доли, а может, и просто личного счастья. Но для огромного мегаполиса она оказалась просто жертвой, которую тот поглощает, переваривает и выплевывает. Вот тогда ей осталось либо вернуться назад ни с чем, либо познакомиться с каким-нибудь водителем автобуса.

Так постепенно рождается международный "тандем" агентов по трудоустройству. Грузинка возвращается к себе уже "деловой женщиной" и рассказывает всякие небылицы о сказочной жизни в Турции. Потом набирает из числа поверивших ей небольшую группу женщин в возрастной категории от 45 до 65, помогает им сделать загранпаспорта и везет их в Турцию. Там их встречает тот самый покровитель-турок, который, воспользовавшись своими каналами, начинает размещать женщин в семьи. Работа, которая предлагается, заключается в следующем: уход за больными, пожилыми, детьми , ну и, конечно, всякая работа по дому.

Ольга - одна из таких женщин, проработавшая в Мерсине три месяца. Познакомились мы с ней в Анкаре, когда она садилась в автобус на Тбилиси. Ольга живет в Кутаиси. У нее две дочери, родом она из Ставропольского края. Отец, военный , получив назначение в Грузию, переехал в Имеретию. Оле тогда было 2 года. Сейчас ей 50.

- Оля, почему вы уехали из Кутаиси? Вы были без работы?

- Нет, я работала буфетчицей. Около 400 лари получала. Потом мне все надоело. Что это за жизнь, думаю. Поеду. Посмотрю, как там.

- А как вы впервые попали в Турцию?

- Ясное дело, через опись.

- Простите, через какую опись?

- Ну конторы эти, их так называют - опись.

- Это, наверное, офисы?

- Да, а я что говорю - они самые.

- А остальные женщины тоже так попадают за границу? И что их там привлекает?

- А что им делать? В основном едет-то кто? У кого долги, кредиты банковские. Так многие ведь и не возвращаются. Подцепят там кого-нибудь и остаются.

- Вы имеете в виду определенную категорию женщин, но ведь есть и другие, которым на хлеб насущный, на содержание детей денег заработать надо.

Женское счастье для грузинок - в Турции?. 28036.jpeg
Грузинские женщины садятся на автобус в Грузию

- Ну а как же? Само собой. А приедешь, посмотришь, наглядишься на всякое и уже не знаешь, зачем приехал.

- Оля, что Вы делали в Мерсине?

- Я в семье у одного 81-летнего старика работала, за женой его больной ухаживала. Она 4 операции перенесла, еле-еле душа в теле. Но любит он ее страшно как.

- К вам хорошо относились?

- Да прям. Я голодная все время ходила.

- Вам что, есть не давали?

- Да нет, вроде. Просто кухня у них непривычная, да и как только за стол сядешь, так в рот тебе смотрят, что кусок в горло не лезет. Я недавно орешков у них полкило съела, а потом узнала, что они 40 лир стоят. Представляю, что они пережили.

- Вы хотите сказать, что они жадные?

- Да не то чтобы жадные. Как бы это сказать... Жизнь там дорогая. Вот этот мой хозяин, к примеру, до 60 лет работал провизором, не покладая рук, потом собственную аптеку открыл. Сейчас, к 80 годам, у него сеть аптек. И только сейчас его аптечный бизнес начал приносить хорошие деньги. Они не привыкли сорить деньгами, знают цену каждой лире.

- Вам хорошо платили?

- 500 долларов примерно. В принципе, так всем платят. Чуть больше, чуть меньше. Ну у меня работа не очень сложная была. Только вот в одном мы с ним не договорились. Он хотел за эту плату чтобы я еще и развлекала их. Он артистку хотел, видите ли, Аллу Пугачеву ему подавай за 500 долларов.

- Что вы имеете в виду, Оля?

- Ну вот, дочь его говорила мне, что до меня у них работала одна грузинка. Она песни им пела, пританцовывала, принося еду, придумывала всякие игры - в общем, развлекала из, как могла. Старички, скучно им, видать, было. А с ней весело. А я по натуре другой человек. Я любую черную работу сделаю, мне это нетрудно, а вот хи-хи-ха-ха не могу.

- Но в целом вы довольны отношением к вам?

- Да. Только иногда подкарауливал меня хозяин. Хотел знать, что я делаю в его отсутствие. Они все недоверчивые, поначалу проверяют тебя. Не дай Бог, попадешься на чем-нибудь. А я что, книги читала, или газеты, если работы не было.

- Сколько вы проработали у них? Вернетесь еще в Турцию?

- Три месяца всего проработала и больше не вернусь сюда.

- Оля, что вам дали эти три месяца, кроме денег?

Женское счастье для грузинок - в Турции?. 28037.jpeg

- Я столько всего навидалась. На целую жизнь хватит. Не надо много денег, оказывается. Надо такое количество денег иметь, с которым можешь справиться. А излишество портит человека. Вы посмотрите на этих женщин. Вот они приедут сейчас к себе в провинцию и начнут вести себя как важные люди. Надели майки и шорты на два размера меньше, взяли сигарету в зубы, ну и думают, что теперь они отличаются от местных. Крутыми стали. Черт знает, что происходит, - закончила свой рассказ Ольга.

А вот другой мой респондент, Цира из Зугдиди, крайне довольна своей работой. Она работает в Измире уже третий год. Ухаживает за ребенком, который называет ее второй мамой и сильно обижается всякий раз, когда та уезжает к своим, в Мегрелию.

Майя, 67-летняя имеретинка из Кутаиси, самая пожилая в автобусе. Она проплакала всю дорогу до Сарпи. А как пересекла границу, всю дорогу до Кутаиси смешила всех своими историями и анекдотами. Она никогда не вернется в Самсун, где она проработала всего 1 месяц, выполняла всякую черную работу. Майя очень устала. Лишь на чужбине она впервые поняла, что подкрадывается старость. Кстати, стоило ей въехать на территорию родины, как она преобразилась и как будто забыла про возраст.

Первая волна таких женщин захлестнула большие города Турции сразу после обретения Грузией независимости, в пресловутые звиядовские времена. Жить было не на что. Денег в стране не было. Стамбул, Измир, Анкара - любой мегаполис подходил, лишь бы в нем были работодатели. Сейчас положение в Грузии на первый взгляд улучшилось. Но на деле безработица, особенно региональная - налицо. А Турция совсем недалеко. И со стороны кажется раем.