Мужчина и женщина

Шапсуги в борьбе за родную землю

Неподалеку от Сочи есть аул Большой Кичмай. В нем живут шапсуги - коренное черкесское население Сочинского и Туапсинского районов Краснодарского края. 19 сентября состоялась встреча шапсугских старейшин с Александром Ткачевым. Более полутора часов шапсуги высказывали губернатору свои просьбы. Одна из них - юридическое признание их коренным населением Краснодарского края. Об этом корреспонденту GTimes рассказал участник совещания Маджид Чачух, глава "Адыге Хасэ" шапсугов Причерноморья.

- Чем было вызвано поднятие вопроса о признании шапсугов коренным народом края? И как прошла встреча с губернатором?

- Есть постановление правительства России, в котором шапсуги включены в единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Ткачев это постановление никогда не оспаривал. В одном из его самых ранних постановлений на посту губернатора сказано, что краевые власти обязаны заниматься защитой и поддержкой интересов шапсугов - коренного малочисленного населения Краснодарского края. Речь на встрече в Большом Кичмае шла не о признании или непризнании шапсугов, а о фиксировании их исторических прав в нормативно-правовых документах Краснодарского края, в том числе в краевом Уставе.

Шапсуги в борьбе за родную землю. Маджид Чачух
Маджид Чачух

- Что конкретно говорит о национальном составе Кубани ее Устав?

- Устав Кубани - это краевой аналог Конституции. Пункт 1 статьи 2 Устава гласит: "Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края"
К этому у нас вопросов нет. Но почему тогда в крае никак не отражены интересы адыгов-шапсугов, коренного населения края, которое жило тут задолго до появления казачества? Поэтому мы просим у Ткачева внести в этот текст дополнение. А именно, что край - это исконное место проживания русского народа, адыгов и адыгов-шапсугов. Хотелось бы видеть и следующее дополнение: "Права адыгов и адыгов-шапсугов гарантируются и охраняются документами края, Конституцией РФ и федеральным законодательством". Именно об этом шла речь в Большом Кичмае. Это была первое обсуждение подобного рода в России.

- Какие проблемы наиболее беспокоят шапсугов сейчас?

- С одной стороны, краевые власти делают для нас много. В крае много лет работает целевая программа поддержки адыгов-шапсугов. С другой, у нашего народа есть давние проблемы, которые волнуют нас больше всего. Наши права как коренного народа Краснодарского края не отображены в нормативных документах края. Юридически шапсугов будто бы и не было на Кубани. Второе: есть постановление правительства РФ "О перечне мест постоянного проживания коренных малочисленных народов РФ". Нас в этом списке нет. Мы очень просим Ткачева, чтобы он походатайствовал перед властями России о том, чтобы нас внесли в этот список и обозначили места нашего компактного проживания - Сочи и Туапсинский район Краснодарского края. Это вопросы морального характера.

Читайте также Черкесские знамевозцы вне закона

- А материальные?

- В шапсугских аулах края до сих пор не урегулированы земельные вопросы. По всей России давным-давно прошло акционирование бывших колхозов и совхозов, и всем были выделены земельные доли. В шапсугских районах Кубани - Сочи и Туапсе - шапсуги лишились права на землю. Власти края говорили, что эти районы - курортная зона, и земля там особо ценная, поэтому не может быть отдана в частное пользование никому, даже шапсугам, которые жили на этой земле веками. Такие утверждения не соответствуют реальному положению дел. Шапсугские аулы находятся вдалеке от моря и основных рекреационных зон Краснодарского края.

- В результате шапсугская земля не досталась никому?

- Почему? Еще в 90-е годы несколько человек успели скупить большую часть имущественных паев, и вся шапсугская земля перешла в собственность этих людей. Это тысячи гектаров удобренной земли, которая простирается вокруг 12 крупных шапсугских аулов. Землю никто потом не обрабатывал и ничего на ней не строил. Большие сады, которые наши предки растили веками и ухаживали за ними, заросли лесом и кустарником. Нам очень больно из-за этого.

- Чего ожидают по этому поводу шапсуги от губернатора края?

- Мы не требуем, чтобы Александр Ткачев отдал нам сразу наши исконные угодья безвозмездное пользование. Мы просим губернатора, чтобы наша земля была нам отдана в долгосрочную аренду. Не всем шапсугам, хотя бы бывшим колхозникам и совхозникам. Шапсуги смогут возродить многолетние сады и поля, которые сейчас поросли лесом и бурьяном, создать животноводческие хозяйства, пчелиные пасеки. Мы все готовы сделать сами, нам нужно только право на долгосрочную аренду нашей исконной земли.

Читайте также Ответит ли Россия на "черкесский вопрос"?

- С арендой могут возникнуть сложности?

- Эта земля была потом отчуждена в пользу государства. По документам она находится в бессрочном пользовании хозяйствующего субъекта. Передача государственной земли в частную собственность сопряжена арбитражными судами и прочими сложностями. Но дело в том, что эта проблема реально назрела. Куда еще больше усугублять, если наши сады и хозяйства были угроблены на корню? Нельзя, чтобы возделанная некогда земля была ничейной. Ее надо отдать тем, кто ее сможет обрабатывать, кто ее любит. Лишение шапсугов права на их землю - это нарушение наших прав как коренного малочисленного народа России. Если нам отдадут нашу землю хотя бы в аренду, это решит многие вопросы в крае: занятости населения, развития села и защиты исконной среды обитания коренных жителей Кубани.

Сейчас шапсугов, да и всех кубанцев, обратили в батраков. А батрак - это не хозяин. То, что мы - не хозяева на своей земле, подтверждается тем, что в крае юридически не поддерживается адыгейский язык. Сейчас на Кубани родной язык изучает не более 15 процентов наших детей, и то на примитивном уровне. Все проистекает оттого, что адыгов-шапсугов в Уставе края и в документах РФ нет, - заключает Маджид Чачух.

Тамерлан Алероев