Мужчина и женщина

Грузинских журналистов призвали к солидарности

Грузинские власти дважды объявляли конкурс по продаже здания «Самшобло» («Родина») на улице Костава. Первый раз - в 2006 году - они потребовали за него слишком большую сумму - 20 миллионов долларов. Аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок. Вторая попытка продажи здания, уже в 2007 году, также провалилась.

Занимавший в то время пост министра экономического развития Ираклий Чоговадзе заверял, что после приватизации у арендующих строение организаций никаких проблем не возникнет. Однако за месяц до начала приема заявок на аукцион, в августе 2007 года, все обитатели «Самшобло» были насильно выдворены из арендуемых помещений.

Искать новое пристанище пришлось редакциям бывших советских газет «Сакартвелос республика» и «Свободная Грузия», русскоязычным газетам «Вечерний Тбилиси» и «Головинский проспект», журналам «Подруга» и «Дила», радиостанции «Хит-FM», бюро Межгосударственной телекомпании стран Содружества «Мир», армянской «Врастан» и азербайджанской «Гюрджистан». Выпуск некоторых периодических изданий из-за этого был временно прекращен. Не смогла сразу восстановить вещание телекомпания «Кавкасия».

Общественность Грузии тогда грудью встала против приватизации здания на улице Костава. Неправительственная организация «Грузинская академия» в связи с этим обвинила власть в подавлении свободы слова. Пишущая братия не верила, что Михаил Саакашвили, для которого журналистика, по словам публициста Маквалы Берианидзе, «была его красивой детской мечтой», и который ранее сам состоял в Федерации журналистов, может продать издательство. И президент его не продал. Правда, не из гуманистических побуждений.

Как пояснил GeogiaTimes грузинский эксперт Центра экстремальной журналистики Тенгиз Аблотия, сначала приватизации мешала общественность, потом пришла война в Цхинвале, теперь наступил кризис. В августе в «Самшобло» разместили беженцев из Южной Осетии.

Председатель организации «Солидарность Грузии» Тамаз Бибилури требует вернуть издательство журналистам и создать в нем акционерное общество «Дом СМИ», сообщает «GHN». В феврале он заявил, что будет проводить акции протеста ежедневно, начиная с 3 марта. «Будем регулярно устраивать «живую цепь солидарности» изгнанных журналистов как у издательства «Самшобло», так и перед зданием первого канала Общественного вещания Грузии», - пригрозил он. И вчера начал претворять этот план в жизнь.

Его призыв «Журналисты, проявите друг к другу солидарность» актуален для Грузии. Сейчас в стране по существу нет объединения журналистов. Здание на улице Ираклия II, принадлежавшее Федерации журналистов Грузии никак не могут поделить две организации, которые считают себя правопреемниками Федерации - Творческий союз журналистов и Союз журналистов Грузии. Впрочем, обе эти «конторы» вряд ли можно считать жизнеспособными, так как большинство грузинских СМИ не имеют с ними связи.

Между тем, права журналистов в Грузии нуждаются в защите. На зависимость средств массовой информации от властей уже обратили внимание международные организации. Так, базирующийся в Нью-Йорке Комитет защиты журналистов (КЗЖ) в своем ежегодном исследовании о свободе прессы отметил, что судьба телеканала «Рустави-2» «демонстрирует крепнущий контроль правительства за телевидением». В Грузии, по словам авторов доклада, «имеется лишь иллюзия разнообразия». В феврале Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу бывших руководителей независимой телекомпании «202» Шалвы Рамишвили и Давида Кохреидзе, которым Тбилиси теперь должен компенсировать нарушения их прав во время судебного их процесса.

А совсем недавно разбойному нападению подверглась редакция оппозиционной газеты «Сакартвело энд мсоплио» («Грузия и мир»). Причем исчезли только компьютерные процессоры. Главный редактор газеты Ираклий Тодуа заявил, что это преступление является «продолжением той политики насилия, которую власти Грузии проводят последние годы».

Светлана Болотникова