Мужчина и женщина

Женевские дискуссии на старый лад

Приход новых властей в Грузии ничего не изменил в отношениях страны с Абхазией, Южной Осетией и Россией. Очередной раунд Женевских дискуссий окончился ничем: стороны разошлись ровно на тех же позициях, которые занимали раньше, Тбилиси традиционно отказался подписывать договор о неприменении силы по отношению к "оккупированным" территориям. Таким образом, смена декораций в грузинской верхушке не принесла ничего нового ни для Сухума, ни для Цхинвала.

Большие надежды на то, что смена власти в Грузии приведет к "важным и принципиальным решениям" в рамках Женевских дискуссий, не оправдались, заявил статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин по итогам 25-го раунда дискуссий, которые прошли 5-6 ноября.

По его словам, не удалось продвинуться вперед в переговорах по поводу заключения соглашения о неприменении силы. "Мы надеялись, что нам удастся принять заявление самих участников Женевских дискуссий по вопросам неприменения силы принципиального характера в поддержку уже сделанных заявлений по этой теме. К сожалению, этого не произошло", — отметил замглавы МИД, представлявший российскую делегацию, передает ИТАР-ТАСС.

Тем не менее, в Москве надеются, что участники Женевских дискуссий смогут согласовать совместное заявление по неприменению силы к очередному раунду переговоров в декабре. "Мы надеемся, что наши сопредседатели за оставшийся месяц все-таки попытаются найти взаимоприемлемые развязки с тем, чтобы мы завершили год позитивным шагом в правильном направлении", — сказал Карасин.

На вопрос, действительно ли они рассчитывают, что до конца года такое заявление будет сделано, Карасин ответил: "Мы не просто рассчитываем, мы будем над ним работать, и надеемся, что сможем согласовать взаимоприемлемые формулировки", передает "Интерфакс".

В Грузии, однако, менять политику не собираются. Заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Залкалиани заявил, что этот документ неприемлем, поскольку Грузия "не намерена подписывать международные соглашения с руководством "оккупированных грузинских территорий" — Абхазии и Южной Осетии.

Министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба считает, что грузинские представители заняли позицию "максимального затягивания времени". "Создается впечатление, что они пока не вполне знают, как себя вести в условиях отсутствия обычного диктата со стороны старой команды президента Саакашвили, и чего все же грузинам следует добиваться в Женеве", — сказал он. По его словам, несмотря на призыв других участников дискуссий предпринять усилия с целью достижения реальных шагов на пути к урегулированию, конструктивного отклика со стороны грузин получено не было, передает ИА REGNUM.

Это не первый и не второй раз, когда Женевские дискуссии заканчиваются впустую. Еще в июле замглавы МИД РФ Григорий Карасин отмечал, что Россия глубоко разочарована итогами очередного раунда женевских дискуссий по безопасности в Закавказье. Грузины, пытаясь казаться такими же "патриотичными и жесткими", как переговорщики времен Саакашвили, свели все усилия РФ на нет.

"Скажу откровенно, что сегодняшний раунд вызвал разочарование у нас, также как у представителей Абхазии и Южной Осетии. Может быть, возобладало у наших грузинских партнеров стремление показаться не менее "патриотичными и жесткими", чем их предшественники. Выглядело это очень несолидно и как-то слишком вероломно, поскольку все-таки на женевских дискуссиях установилась практика, когда те или иные позиции стороны объясняют или, по крайней мере, пытаются аргументировать. В данном случае этого не произошло", — рассказал Карасин, передает агентство "Новости-Грузия".

Тогда он предположил, что позиция грузинской делегация связана с предстоящими выборами президента. Однако выборы миновали, президент от оппозиционной Саакашвили "Грузинской мечты" победил, а воз Женевских дискуссий остается на прежнем месте. И сдвигаться с него в ближайшее время не собирается.

Женевские дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье проводятся с октября 2008 года на основе договоренностей, достигнутых после событий августа того же года в Южной Осетии. На сегодняшний день это единственный диалоговый формат для представителей Абхазии, Южной Осетии и Грузии. В них также участвуют представители России, США, а также ООН, ОБСЕ и ЕС.