Сколько должен зарабатывать президент Грузии? Споры об этом ведутся и в парламенте, и в обществе. Аналитики "за" повышение зарплаты первому лицу государства. Но население, большинство которого живет за чертой бедности, не понимает, за какие заслуги министры и госслужащие зарабатывают несколько тысяч лари в месяц?
Надежды нового президента Грузии на высокую зарплату рухнули. Парламент решил ограничить Георгия Маргвелашвили месячным окладом в размере 6 тысяч 900 лари вместо предполагаемых 9 тысяч. Цифра не круглая, поскольку Маргвелашвили после консультаций с парламентским большинством, решил сделать свою зарплату меньше, чем у председателя Верховного суда, который зарабатывает 7 тысяч в месяц.
Однако и 6 900 тоже неплохо, особенно если учесть прожиточный минимум и среднюю зарплату в Грузии. По последним данным, средний оклад грузинского работника составляет чуть больше 500 лари в месяц — примерно 300 долларов США. А грузинские педагоги и сегодня получают 200-250 лари, чего может хватить разве что на поездку на работу, ну и два раза в месяц сходить на базар.
Госслужащие — совсем другое дело. Еще при Михаиле Саакашвили их оклад вырос с нескольких сот до нескольких тысяч лари в месяц. Саакашвили считал, что высокие зарплаты в правительстве — возможность создания государства без коррупции. Больше всего зарабатывали председатели комиссий по регулированию коммуникаций и энергетики. Их оклад достигал 20 тысяч в месяц, то есть примерно в 100 раз больше чем у педагога. Одним словом, 100 учителей зарабатывали в месяц столько же, сколько один председатель комиссии. Вот вам и государство без коррупции.
По статистическим данным, Грузия занимает первое место на постсоветском пространстве по разнице между богатыми и бедными. К тому же, в процентном отношении богатых довольно-таки мало — примерно 5 процентов. А вот больше 50-ти процентов населения — или бедные, или чрезвычайно бедные. Никакая борьба с бедностью, объявленная и при Эдуарде Шеварднадзе, и при Михаиле Саакашвили, результатов не дала. Ведь эти проекты, скорее всего, так и не покинули кабинеты их создателей.
Читайте также: Маргвелашвили дали пятерку
Но вернемся к зарплате президента. Если у Михаила Саакашвили зарплата была 4 700 лари, то чем таким отличился Маргвелашвили за несколько недель, которые он находится на посту президента, чтобы ему увеличивали зарплату? Представители "Грузинской мечты" на это отвечают, что повышение оклада вызвано "абсолютной прозрачностью" траты государственных средств, в том числе и главой государства. То есть Саакашвили-то получал зарплату на 50 процентов меньше, зато расходовал миллионы из президентского фонда, и абсолютное большинство этих трат было засекречено. А прятать было что — дорогие подарки президентским фаворитам и фавориткам, оплата учебы своего сына в одном из университетов США, многочисленные визиты за рубеж. Ну, а поскольку Маргвелашвили никакие миллионы тратить не собирается, то, по мнению депутатов, он заслуживает повышения зарплаты, что никак не вызовет повышения общих затрат на президента и его администрацию.
Эксперт по экономическим вопросам Демур Гиорхелидзе отмечает, что зарплата президента, безусловно, должна быть высокой, поскольку это всего лишь один человек, и страна от этого не обеднеет. "Если мы хотим создать нормальное государство, то у президента зарплата должна быть и 9 тысяч, и 19 тысяч, а можно и 90 тысяч лари, это не проблема для бюджета страны, — сказал Гиорхелидзе в интервью GeorgiaTimes. — Разговоры об этом ведутся потому что абсолютное большинство людей в Грузии не получают зарплату даже близко приближенную к этой сумме. Вот если люди станут зарабатывать нормально, то обсуждать президентскую зарплату никому не придет в голову. Но сегодня, конечно, зарплата президента должна соответствовать реальной ситуации в стране".
"Что касается зарплаты других государственных служащих, то, по моему мнению, высокая зарплата не является гарантией от коррупции. Главное, чтобы деятельность госслужащих, в том числе финансовая, была прозрачной. Необходимо создать эффективный механизм контроля за этим. На сегодняшний день я бы не сказал, что трата государственных средств стала прозрачной. К тому же, у многих может возникнуть вопрос — а почему у министров такие огромные оклады, если в стране бедственное положение и около 70-ти процентов населения — безработные? Если правительство не справляется с этими проблемами, то тогда за что его члены получают высокие зарплаты?", — отмечает Гиорхелидзе.
Другой эксперт Александр Твалчрелидзе категорически против того, чтобы у министров зарплата была выше, чем у президента страны. "Это абсолютно неправильная практика, — сказал Твалчрелидзе в интервью GeorgiaTimes. — Министры получают в месяц 7 300 лари, а президент меньше 7 тысяч. Президент должен получать самую высокую зарплату в стране. Его оклад должен быть как у руководителя банка, или какой-нибудь фирмы — примерно 10 тысяч долларов в месяц. Разговоры о том, что у президента страны не должна быть большая зарплата связаны с тем, что Грузия пока не является благополучной страной", — говорит эксперт.
Одним словом, аналитики поддерживают повышение зарплаты Георгию Маргвелашвили. Но как объяснить это простому обывателю, который порой "убивается" за два-три лари? Так что если повышение зарплаты госслужащих не будет проходить параллельно увеличению доходов населения страны, разговоры об "огромных" зарплатах министров никогда не прекратятся.
Михаил Вардзелашвили