Людям свойственно ошибаться. Когда отдельные люди совершают отдельные ошибки, окружающие могут их поправить. Но когда ошибку готова совершить большая масса людей, тогда такая ошибка, перефразируя летучую фразу одного француза, «становится хуже преступления». Сегодня такую ошибку могут совершить те, кто на «тбилисском майдане» готов поверить в «мессианство» Ираклия Окруашиви, на приезд которого после Пасхи рассчитывают некоторые лидеры грузинской оппозиции.
До начала акций генсек созданной экс-министром партии «Движение за единую Грузию» Эка Беселия неоднократно заявляла, что Окруашвили приедет в Тбилиси весной, но не уточняла дату, в «целях безопасности» опального политика. Тея Тлашадзе, активист этой же партии, заявила на митинге, что грозный Ираклий еще «скажет свое слово(!)» властям. Хотелось бы напомнить, что калбатоно (госпожа) Екатерина (Эка) Беселия была и остается адвокатом и эмиссаром беглого грузинского экс-министра, а потому спит и видит как «пламенный Ираклий» воссияет на грузинском троне, возле которого и для нее местечко сыщется. Мечтать не вредно!
Но давайте вернемся к послужному списку господина Окруашвили, который в свою бытность министром обороны Грузии был готов развязать войну в Южной Осетии задолго до принятия этого рокового решения Михаилом Саакашвили.
12 апреля 2006 года Саакашвили назначает «верного Ираклия» специальным уполномоченным президента Грузии по продвижению грузинского вина в страны Европы и СНГ. Случилось это после того, как Роспотребнадзор запретил с 27 марта поставку некачественного грузинского вина в Россию. В это время СМИ (похоже, небескорыстно) начинают активно цитировать реплику Окруашвили, который после нового назначения заявил, что большинство грузинских виноделов старались ввезти в РФ то вино, которое не реализуется в Европе, поскольку в России «можно продать даже фекальные массы».
Высказывание Окруашвили было расценено российскими властями как оскорбление. Но Ираклий, кажется, этой реакции только и добивался. После того как МИД РФ вручил ноту протеста послу Грузии, Окруашвили в духе распоясавшегося хулигана вторично озвучил свою позицию: «Еще раз хочу уточнить. Я имел в виду то, что «фекальные массы» - это не грузинское вино, которое высокого качества и хорошо продается, а российский потребительский рынок». Такова лексика этого дипломированного юриста, изучавшего международное право. Впрочем, удивляться не приходится. Не зря пословица гласит: каков поп, таков и приход.
В это время Окруашвили считается одним из ближайших соратников Саакашвили. При этом он отличается ярко выраженными политическими амбициями. Министр обороны активно выступает за вхождение Грузии в Евросоюз и НАТО, за стратегическое партнерство с США. Наряду с министром внутренних дел Мерабишвили, Окруашвили считается лидером «ястребов» в грузинском правительстве - группы политиков, выступавших за скорейшее возвращение в состав Грузии Абхазии и Южной Осетии.
24 июля 2006 года Окруашвили, комментируя высказывание бывшего полпреда президента Грузии в Кодорском ущелье Эмзара Квициани о выходе из подчинения центральному правительству, заявил, что официальный Тбилиси расценивает эти высказывания как мятеж. В конце июля - начале августа 2006 года в Кодорском ущелье под руководством Окруашвили и главы МВД Вано Мерабишвили была проведена операция, в результате которой Тбилиси установил государственный контроль над Кодори, а Квициани был вынужден покинуть страну.
В мае 2006 года Окруашвили пообещал встретить Новый 2007 год в Цхинвале - столице Южной Осетии. В противном случае министр пообещал уйти в отставку. В ответ на это, тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов посоветовал своему грузинскому коллеге встретить праздник дома, «в теплом семейном кругу». В свою очередь, лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты пошутил по этому поводу: «Приезжайте, у нас как раз не хватает Снегурочки».
10 ноября 2006 года Окруашвили в результате перестановок в грузинском правительстве оставил пост министра обороны и возглавил Министерство экономического развития. Но уже 17 ноября 2006 года Окруашвили подал в отставку с поста министра экономического развития Грузии. Таким образом, он возглавлял министерство экономики ровно неделю. Комментируя его отставку, Саакашвили заявил, что Окруашвили «должен продолжить образование в военно-политической сфере за границей», и пообещал, что после этого бывший министр вернется в оборонное ведомство Грузии, но в каком качестве не уточнил.
Похоже, что именно в эти дни Михаил Николаевич «третьим зрением» кролика, обнаружил зависшего над ним ястреба с чеканным профилем непредсказуемого Ираклия. То ли почудилась ему за спиной Окруашвили тень покойного «авторитета и театроведа» Джабы Иоселиани, который в 91-ом году развязал в центре Тбилиси маленькую гражданскую войнушку, то ли узнал что-то от агентов своей тайной полиции, но только с этого времени пути-дорожки двух соратников резко расходятся.
О дальнейшей карьере политика Окруашвили, приведшей его в тюремную камеру мы расскажем в третьей серии нашего «мыльного политического фарса» о кроликах и ястребах.