За последние три месяца - именно столько длится открытое противостояние грузинских политиков - в чем только не обвиняли они друг друга. Политические реалии сегодняшней Грузии - неисчерпаемый источник для творчества писателей и режиссеров. Однако, несмотря на титанические усилия с обеих сторон, счет противоборства по-прежнему ничейный. Все потому, что оппоненты прибегают к испытанным методам. Возможно, это и охладило интерес общественности к затянувшейся внутриполитической интриге.
Вчера между президентом и лидерами оппозиции вновь состоялся поединок. Виртуальный. Состоявшиеся ранее встречи оппозиции с президентом результатов не принесли. Так что вчера президент говорил о своем перед поддерживающим его парламентским большинством, а оппозиционеры обнародовали свои соображения на брифингах и в конференц-залах.
Саакашвили традиционно обвинял во всех бедах Россию и клеймил предателей, коими, по его мнению, являются лидеры оппозиции, поскольку клянчат якобы деньги у врага. История с финансированием оппозиции уже напоминает бразильский сериал. Суть сводится к тому, что благодаря современным высоким технологиям власти якобы добыли «вещественные доказательства», свидетельствующие о финансировании оппозиции с севера. Версий, правда, множество- то ли противники режима митингуют на деньги Кремля; то ли это скинулись грузинские бизнесмены, проживающие в России; то ли непонятно из каких соображений раскошелились воры в законе.
Вчерашнее выступление Михаила Николаевича стало продолжением этой истории под названием: «Откуда деньги?». Исходя из выступления президента, агенты Кремля - повсюду. (О том, что в «порочащих связях» замечены практически все лидеры оппозиции мы уже писали ). А главная цель России, вещал своим соратникам Михаил Николаевич, - расчленить Грузию на 10 частей. Если верить Саакашвили, то в Кремле приняли решение «сменить власть в Грузии и отменить грузинскую государственность», передает «Интерфакс». «Согласно этому плану первым делом, без всяких выборов, путем дестабилизации внутренней обстановки в стране решено сместить правительство, для достижения этой цели планируется выделить большие деньги», - заявил президент.
Впрочем, лидеры оппозиции тоже люди небедные. Думается, что денег отца Нино Анзоровны, который был партийно-хозяйственным чиновником в советские времена, а в последствии возглавил концерн «Хлебопродукт» и превратился в отраслевого олигарха, хватило бы для поддержки оппозиции. Да и страховой бизнес лидера «Новых правых» Давида Гамкрелидзе тоже приносил ему солидный доход. Хотя, как известно, денег много не бывает. Тем более, когда речь идет о политике. Поэтому дополнительные средства оппозиции никогда не помешают. Это-то и стало главным аргументом властей против оппонентов.
«В последние дни я слышу заявления, что некоторые политики ездят за рубеж, встречаются с прямыми проводниками российских интересов, и, конечно, это не может считаться личными встречами», - разглагольствовал Саакашвили. По его мнению, «встречаться с такими людьми, просить их о чем-либо для решения внутренних вопросов, для удовлетворения внутриполитических амбиций равносильно переходу через черту оккупации в Ахалгори и просьбе помощи у врага».
В этот же день ряд заявлений сделала бывшая соратница Михаила Николаевича, лидер оппозиционного партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. К слову, в этот же день суд приступил к рассмотрению двух ее исков. В одном из исков экс-спикер парламента Грузии опротестовала решение министра финансов, по которому была оштрафована на один миллион долларов из-за неуплаты налога на имущество. Речь идет о даче, которую Михаил Николаевич даровал Нино Анзоровне в знак ее ухода из политики. Тогда Бурджанадзе заплатила за престижную недвижимость символическую сумму - один лари. В политику она вернулась, вот и штраф вырос до миллиона долларов.
Второй иск Нино Бурджанадзе подала против парламента. Она требует упразднить распоряжение президента Грузии от 5 января 2009 года, на основании которого, ей сократили правительственную охрану. В суде также находится иск Бурджанадзе против Саакашвили за оскорбление ее чести и достоинства и нанесение ущерба ее деловой репутации, так как президент обвинил ее в получении финансирования из России. Так что не ответить на очередной выпад бывшего соратника Нино Анзоровна просто не могла. Поэтому в очередной раз она обвинила грузинские власти в сговоре с Кремлем, сославшись на продажу ООО «Грузинская железная дорога».
По словам оппозиционной леди, из-за проблем по сбору средств в бюджет, все более активно стал рассматриваться вопрос продажи железной дороги, сообщает GHN. Бурджанадзе поделилась своими суждениями о том, что «незаконное восстановление» железнодорожных путей в Абхазии не имеет никакого экономического обоснования, если дорога не будет связана с участком Гори-Никози. По ее утверждениям, по замыслу «российский план подразумевает создание южно-кавказской железной дороги».
Другой оппозиционер - лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе - обвинил власти в том, что они отпугивают инвесторов. На этот раз речь шла об украинском бизнесмене Викторе Пинчуке (зяте экс-президента Украины Леонида Кучмы), с которым, по сообщению грузинских СМИ, на днях встречалась Бурджанадзе. «Пинчук, потенциально может быть одним из крупнейших инвесторов Грузии, а тем ажиотажем, который создают власти, мы просто отпугиваем потенциальных инвесторов», - заявил Гамкрелидзе и отметил, что Пинчук мог бы создать в Грузии очень много рабочих мест.
Лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания, вернувшийся на днях из Америки, прямым обвинениям в адрес властей предпочел дипломатические намеки. В прямом эфире оппозиционного телеканала «Кавкасия», он заявил, что у Саакашвили «есть выбор - стать еще более авторитарным правителем и фактически тираном, либо осуществить мирную смену власти путем досрочных выборов». Аласания отметил: «Первый вариант будет тяжелым и для Грузии в целом, и для Саакашвили лично. Второй вариант позволит Саакашвили войти в историю в качестве президента, который своими решениями содействовал мирной смене власти в Грузии путем досрочных выборов».
Впрочем, ни в речах президента, ни в заявлениях оппозиционеров ничего нового не прозвучало. Похоже, не только страна переживает внутриполитический кризис, но и сам кризис зашел в тупик.