Родители и дети

Гулуа: Мы хотим понять - чего хотят народы России и Грузии

- Ну вот, до Краснодара добрались, скажет кто-нибудь из читателей. Сколько выходцев из Грузии объединяет ваша организация и как живется им в Краснодаре?

- Сама организация была создана 1999 году. Так что в апреле отпразднуем десятилетний юбилей.

Всего в Краснодарском крае - около 40 тысяч грузин. В основном, это беженцы, которым пришлось покинуть дома в результате военных действий в 1992-1993 годов.

Приблизительно половина из них (около 20 тысяч) - граждане России, остальные - граждане Грузии.

Все эти люди оказались заложниками грузино-российских отношений. Те, у кого грузинское гражданство, не могут получить визу или вид на жительство. Дипломатические отношения прерваны. А как им жить и работать? В Грузии у них нет ни дома, ни работы.

В Грузии нас в последнее время считают чуть ли не предателями, в России - многие думают, что мы практически потенциальные изменники - ведь ни один грузин никогда не признает независимости Абхазии и Южной Осетии. Как нам быть? Значит надо участвовать в урегулировании грузино-российских отношений. Хотя бы на уровне народной дипломатии.

- Именно это послужило поводом для того, чтобы бизнесмен вдруг занялся решением политических вопросов?

- О политике я никогда не думал и не хочу этим заниматься. Одно из приоритетных направлений нашей организации - сохранение грузинского языка и культуры. Проблему нужно решать сейчас.

Еще лет двадцать, и мы будем разговаривать на разных языках. Многие наши дети уже не говорят по-грузински, на родине нас невесть в чем обвиняют, поскольку мы здесь живем. В Грузии подростки уже не говорят по-русски. Как наши дети поймут друг друга в следующем десятилетии? А когда грузин не понимает грузина, когда даже между ними вырастает стена непонимания, это уже беда.

- Но в повестке дня форума не только вопросы сохранения языка и культуры....

В мае меня избрали председателем общественной организации «Иверия». Я столкнулся со множеством неразрешимых проблем. Например, у нас в крае в основном живут беженцы из Абхазии. Они не могут даже раз в год - на Красную горку - пересечь границу и попасть на могилы своих родных, покоящихся в Абхазии. Это очень важно для людей, воспитанных в кавказских традициях.

Если те, у кого есть российское гражданство, могли пересечь границу со стороны Сочи, то сейчас это тоже невозможно, потому, что их потом не пустят в Грузию. Здесь скажут, что они нарушили закон об оккупированных территориях. Оплатить поездку через Гали и Зугдиди - просто нет возможности.

- Что касается пересечения границы, то по этому вопросу не стихают политические баталии. Как неправительственная организация может решить этот вопрос?

- Для этого мы намерены провести форум «Россия - Грузия. Чего хотят народы». Пусть сядут за одним столом русские и грузины и скажут друг другу в глаза, чего ждут друг от друга, чего хотят. Российские власти нас поддержали.

Пригласили гостей из Грузии - представителей власти, общественных организаций, творческой интеллигенции. Для налаживания отношений между странами необходимо искать то, что объединяет, а не что разъединяет.

- Подобные мероприятия проводились вашими коллегами. Руководство Грузии их бойкотировало. Надеетесь, они поменяют позицию?

- Мы ведем переговоры по этому поводу. Наши представители вылетели в Тбилиси.

Убежден, кроме личных амбиций ведь есть любовь к стране, своему народу. Значит, надо наступить на горло собственной песне и приехать. В конце концов, в России проживает третья часть всего этноса. Грузины - небольшая нация, как можно отсечь еще ее треть? Разве простит такое будущее поколение?

- Тем не менее, практически всех, кто имеет какие-нибудь связи с Россией, нынешние власти обвиняют чуть ли не в предательстве. Вы не боитесь, что и вас объявят предателем?

- Нет. Не боюсь. Я ничего такого не сделал, что могло нанести вред моей родине. Наоборот, готов сделать все, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Скажем, понятно же, что одновекторная политика ничего хорошего Грузии не принесла. Значит, надо менять ситуацию.

Мы готовы стать мостом между Москвой и Тбилиси. Наша организация планирует издавать журнал «Федерал», на страницах которого грузинские и российские политики, эксперты смогут излагать свое видение выхода из тупика в грузино-российских отношениях. Будем рады, если грузинские политики представят свою точку зрения.

- У нынешних властей Грузии и России остались точки соприкосновения или придется ждать смены политической элиты?

Есть. Они проходят по Черному морю и Кавказскому хребту. Сегодня есть эмоции. Они улягутся. Думаю, что в конечном итоге в Грузии поймут, что раздражать Россию не стоит. В конце концов, даже между Россией и США началась перезагрузка.

Надо осуществить перезагрузку и с Грузией. В Тбилиси тоже могут задуматься, зачем вступать в НАТО? Против кого этот альянс? Против России. Зачем нам иметь врага в лице России? Может, не надо вступать вообще, чтобы страна процветала. Может, надо думать об экономике, чтобы стать привлекательней?

- Какова все-таки повестка дня форума?

- Мы бы хотели обратиться к правительству России и Грузии с просьбой разрешить представителям грузинской диаспоры двойное гражданство. Многие грузины уже получили российские паспорта. Тем самым мы потеряли возможность принимать участие в выборах в Грузии. Но ведь наша позиция тоже должна учитываться! Вот мы и просим разрешить двойное гражданство. Может именно это решение положит конец губительной традиции, по которой ни один президент Грузии не досиживает до конца своего срока.

Также намерены обратиться к президенту России с просьбой утвердить постоянного представителя по урегулированию грузино-российских отношений.

- Вы когда были последний раз в Грузии?

- В прошлом году. Многое изменилось в лучшую сторону. Есть свет, дороги хорошие, полицейские взяток не берут. Достаточно просто начать бизнес. При этом много проблем, которые без помощи ссоесдей не решить.

- А сами бы рискнули начать бизнес в Грузии?

- Я думаю над этим вопросом. Рассматриваю несколько предложений. В конце концов, бизнес и неправительственные организации - те самые ниточки, которые способны наладить отношения между нашими странами.

У нас много общего - история, культура, православие, наконец. Убежден, что та трагедия, которая произошла между нашими государствами, никогда не приведет ко взаимной ненависти наших народов. Если не мы, то наши дети все-таки будут любить и понимать друг друга. Но мы не должны перекладывать наши проблемы на молодых. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы вернуть былые добрые чувства и понимание, начать строить отношения с «чистого листа», не вспоминая взаимные обиды, а думая, прежде всего, о том, что нас объединяет.