Родители и дети

Пограничные барьеры грузинской демократии

(на фото).

В Тбилисском аэропорту рано утром 13 ноября все было очень быстро и неожиданно. Члены оргкомитета российской историко-литературной премии Александра Невского Марина Гусева и Александр Велигоненко вышли из самолета «Армянских авиалиний» (прямое авиасообщение с Грузией отсутствует) и стали заполнять анкеты, чтобы получить визы, как и большинство других прилетевших россиян. Но тут подошел сотрудник таможни, взял у них документы и удалился.

«Через сорок минут мы уже летели обратно в Ереван», - говорит Марина Анатольевна. До армянского аэропорта россиян сопровождал грузинский полицейский. Паспорта литературоведов были у него в руках, и вернул он их только в Ереване. Там же надзиратель покинул выдворенных россиян. И они оказались в весьма неудобном положении.

Выяснилось, что из Тбилиси в Ереван они прилетели «зайцами», ибо билеты у них были только на следующий день. Багаж чуть было не затерялся, так как взять его в Грузии они не успели. «Мы очень благодарны «Армянским авиалиниям», которые нам помогли, разыскали багаж и отправили нас в Москву», - отмечает собеседница GeorgiaTimes.

Самое любопытное, что в «Акте о депортации в Ереван» не была указана причина выдворения россиян. Сказать, что Гусева или Великогоненко где-то выступали с неугодными политическими заявлениями против Грузии - так такого не было. В Абхазии и Южной Осетии тоже не бывали, поэтому за посещение этих республик без разрешения Тбилиси их наказать не могли.

В Грузии, в Кобулети, Марина Гусева была еще в советские годы.

«Я вообще очень люблю Грузию. Перед поездкой туда очень много читала о ней. Я же руководитель оргкомитета российской историко-литературной премии Александра Невского. Когда мы узнали, что у себя на Родине Эбралидзе учреждает подобную премию Давида-Строителя (Агмашенебели), то хотели помочь, рассказать о нашем опыте», - поясняет она.

Деятели культуры везли с собой несколько экземпляров книги «Багратион» о грузинском полководце, служившем при российском престоле. Этот очерк грузинские коллеги собирались перевести на грузинский язык. Книга была издана совсем недавно по инициативе соучредителя премии Александра Невского - владельца ОАО «Талион» Александра Эбралидзе.

«Я с ним лично знакома. Он историк и человек, болеющий за культурное сближение России и Грузии», - поясняет Гусева.

Другим соучредителем российской премии, которая существует уже пять лет, является Союз писателей России, который возглавляет доктор исторических наук Валерий Ганичев. Организаторы проводят конкурсы литературных исторических произведений и музейных мемориальных проектов.

На премию Александра Невского в России могут претендовать историко-литературные труды о событиях не позже 1945 года. Так что организаторы стараются не касаться политики. Впрочем, нынешние грузинские власти умудряются политизировать и события трехвековой давности, утверждая, что оккупация Грузии Российской империей началась еще во времена подписания Георгиевского трактата.

Сама Марина Гусева считает более вероятным предположение, что ее и коллегу не пустили в Грузию из-за связи с Эбралидзе. Тем более, что на презентацию офиса возглавляемого им Всероссийского конгресса народов Грузии, где собирались выступить Гусева и Великогоненко, не был допущен и директор российского филиала конгресса Александр Кинтерая.

В Тбилиси он летел через Австрию, но еще вечером 12 ноября его в аэропорту завернули обратно.

«Как всегда, причину отказа на въезд в страну никто не сообщил. В действительности все просто: визит Кинтерая в Грузию является конечным этапом подготовки визита в Грузию президента Всемирного конгресса народов Грузии Александра Эбралидзе», - заявила пресс- служба конгресса.

GeorgiaTimes уже писала о том, что Эбралидзе добивается гражданства Грузии и мечтает вернуть Абхазию и Южную Осетию, возглавив страну.

В Грузии, как показывают последние инциденты с недопуском знакомых с ним людей, будь то общественный деятель или литературный рецензент, опасаются его амбициозных планов.

Как пояснили российской газете «КоммерсантЪ» в пограничной полиции Грузии, «Кинтерае, Гусевой и Велигоненко было отказано во въездной визе, поскольку заявленная ими цель якобы не соответствовала сути мероприятия, в котором они собирались участвовать».

А один из лидеров правящей партии «Единое национальное движение» Эка Херхеулидзе предположила, что «эти субъекты пытались проникнуть в Грузию, чтобы осуществить антигрузинские планы Эбралидзе, в свою очередь выполняющего заказы Кремля по ущемлению грузинской государственности».

Какой же слабой должна быть грузинская государственность, если ей угрожают литераторы и историки? Кстати, власти боятся пустить в Грузию не только их. Не так давно въезд в страну был закрыт и для ведущих российских журналистов - Владимира Мамонтова и Максима Шевченко.

Такова хваленая «свобода слова» в Грузии. И таково подконтрольное властям гражданское общество, в котором процветают общественные организации, финансируемые американским спекулянтом Джорджем Соросом, но с первого шага создаются помехи при открытии организации российского бизнесмена.

Впрочем, отделение Конгресса в Грузии под руководством Наны Джапаридзе все-таки появилось. И хотя сам Эбралидзе после выдворения его сторонников приехать на Родину не решился, он приветствовал участников презентации в видеообращении, пообещав в ближайшее время все-таки наведаться в Тбилиси.