Родители и дети

Спасет ли мир на Кавказе спутниковое наблюдение?

Благодаря спутникам, Абхазия и Южная Осетия окажутся под наблюдением европейцев. Такое «альтернативное присутствие» наблюдателей ЕС в этих республиках должно якобы повысить эффективность их миссии, которая работает на приграничных грузинских территориях. В Сухуме и Цхинвале по этому поводу не скрывают недовольства. Тбилиси, наоборот, идея понравилась. Корреспонденту GeorgiaTimes свое мнение по проблеме спутникового мониторинга высказали российские и европейские эксперты.

Решение о спутниковом контроле Абхазии и Южной Осетии европейцы приняли после визита своих представителей в Грузию. На прошлой неделе в Тбилиси побывали 27 послов ЕС. Эта организация, которая декларирует территориальную целостность Грузии, неоднократно настаивала на присутствии своих наблюдателей в Абхазии и Южной Осетии.

Москва в ответ регулярно напоминает Евросоюзу о новых реалиях, сложившихся в регионе после августовских событий, и не видит необходимости в присутствии «голубых беретов» в независимых государствах, коими являются Абхазия и Южная Осетия. Сухум и Цхинвал тоже категорически отказываются впускать к себе наблюдателей, которые относились бы к ним как к грузинским регионам.

Но европейцы нашли некую альтернативу - решили начать спутниковое наблюдение над республиками. Глава миссии Евросоюза Ханс-Йорг Хабер при этом отметил, что космическая разведка не станет полноценной заменой присутствия наблюдателей в Абхазии и Южной Осетии. Ведь спутниковые фотографии «не могут дать полную картину того, что происходит на земле». Но это лучше, чем ничего. «Мы сможем документально фиксировать любые крупные передвижения войск или строительные работы», - цитируют информагентства слова Хабера.

В Тбилиси эту идею восприняли с восторгом. Там празднует «космическую» победу. Вице-спикер парламента Грузии, как сообщает «Росбалт», отметил: «Это очень важное мероприятие, поскольку Россия, взявшая на себя обязательства по выводу оккупационных войск, так и не выполнила его». Также, по его словам, Россия, мол, не выполнила договоренность о допуске наблюдателей Евросоюза в Абхазию и Южную Осетию.

Министр по реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что спутниковое наблюдение позволит уменьшить число ЧП в регионе. «Участившиеся на оккупированных территориях Грузии случаи похищений, взрывы как на железной дороге, так и на линиях высоковольтной передачи и другого рода ЧП должны будут сократиться», - цитирует Gzt.Ru Якобашвили. Как отмечает издание «Время новостей», источники в грузинском правительстве говорят, что предложили Евросоюзу использовать спутник еще несколько месяцев назад

Негативная реакция по поводу принятого ЕС решения последовала из двух молодых республик. Как полагает министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, ЕС намерен сосредоточиться на слежении за перемещением российского военного контингента, «переводя конфликт из области грузино-абхазских и грузино-осетинских взаимоотношений на уровень грузино-российских споров».

Сухум не скрывает своего недоверия к инновации европейцев. Как сообщает «Кавказский узел», Сергей Шамба подловил их на ангажированном подходе к южнокавказским проблемам: «Когда Грузия развязала ни одну войну против Абхазии и Южной Осетии, почему-то ни Евросоюз, и никто другой не пытался из космоса наблюдать за передвижением грузинских войск».

Глава КГБ Южной Осетии Борис Аттоев в свою очередь заявил: «ЕС только говорит о демократии, а на деле планирует наблюдать за Южной Осетией. Пусть смотрят, как восстанавливаются разрушенные в прошлом году грузинской агрессией дома. А эти заявления лишь поощряют грузинское руководство, не отказавшееся от возможных военных действий».

Официальных комментариев со стороны российского руководства пока не последовало. Надо полагать, что если и будет высказано недовольство инициативой ЕС, то до конфронтации дело не дойдет. Ведь именно европейские эксперты своим докладом по расследованию прошлогодних августовских событий, по большому счету, расставили все точки над «i», признав Грузию страной, начавшей военные действия.

Корреспондент GeorgiaTimes постарался выяснить: не грядет ли между Россией и ЕС «спутниковый скандал» и каково будущее самого Кавказа - мирное или не очень.

Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, Феликс Станевский, который ранее был послом России в Грузии, отметил, что он полностью согласен с мнением Шамбы - в Абхазии эти спутники не обнаружат ничего, что подтвердило бы подготовку к войне. То же самое можно сказать и о Южной Осетией. Собеседник отмечает, что за все время конфликта именно Грузия нападала то на Южную Осетию, то на Абхазию, а не наоборот. У Абхазии и Южной Осети намерения мирные - они хотят стабильных межгосударственных отношений, подчеркнул собеседник, отметив, что со стороны Грузии наблюдаются реваншистские настроения.

Как считает Станевский, он не согласен и с тем, что спутниковое наблюдение может сделать прозрачной ситуацию в Панкисском ущелье, как это заявляют грузинские политики. «Спутник - это не рентген и проследить боевиков, которые переходят по тропам на Северный Кавказ, они не могут», - говорит Станевский.

При этом он отмечает, что драматизировать ситуацию со спутниковым наблюдением Абхазии и Южной Осетии европейцами не стоит. «Ничего хорошего отношениям между ЕС и Россией такой подход европейцев не сулит, но это и не означает, что наступает период заморозков», - отметил Станевкий.

В таком щекотливом вопросе, как спутниковый мониторинг признанных Россией республик, весьма интересно прозвучало мнение европейского эксперта - директора программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рара.

«Установление спутникового мониторинга в некоей мере носит символическую нагрузку, - сказал он корреспонденту GeorgiaTimes, - спутник не может заменить полностью наблюдателей. Что же до опасений по поводу разведывательных работ о передвижении российских военных, то они несколько преувеличены. Ведь американские спутники и без того следят за каждым сантиметром на постсоветском пространстве».

По мнению европейского эксперта, ЕС, который явно не желает конфликтовать с Москвой из-за Абхазии и Южной Осетии, принял такое решение, чтобы дать понять России: они не хотят повторения аналогичных прецедентов.

При этом эксперт отмечает, что у ЕС, безусловно, есть свои интересы на Кавказе и Европа намерена увеличить свое влияние в этом регионе. Александр Рар считает, что эти процессы не означают конфронтации между Россией и ЕС. Скорее всего, сотрудничество. Европа безусловно будет применять и «мягкую силу», - говорит эксперт.

Он полагает, что Россия сможет иметь хорошие отношения с соседними государствами. Он приводит в пример немецкую модель сотрудничества, где нет «старших» и «младших», с соседними странами. «На это ушли десятилетия, но мы строим партнерские добрососедские отношения с Польшей, Францией и другими соседними государствами», - говорит Рар.

Тем не менее собеседник отмечает, что ситуация на Кавказе сложная. «Из-за последствий экономического кризиса, борьбы за ресурсы и транзитные коридоры вполне возможна конфронтация», - считает эксперт. Однако, как и большинство его российских коллег, он исключает возможность новой грузинской войны.