За разъяснениями корреспондент GeorgiaTimes обратился к российским и грузинским экономическим экспертам и политологам.
Действительно ли, по вашему мнению, в Грузии столь развиты экономические свободы?
Павел Данилин, политолог и эксперт Фонда эффективной политики
Конечно же, нет. Сейчас в Грузии наблюдается тяжелая ситуация как с политическими, так и с экономическими свободами. Фондовый рынок Грузии можно сравнить с разбитым «жигуленком». При этом зарплаты грузинские чиновники получают из казны США, и в этой связи можно сказать, что Грузия - самый бедный штат США. Поэтому говорить об экономических свободах и успехах Грузии нельзя.
Георгий Хухашвили, эксперт по экономическим вопросам
Смотря в чем. Если говорить о техническом обеспечении экономических процессов, то улучшения есть. Это и регистрации фирм, и выдача лицензий, то есть в так называемой бюрократии. Что же касается системных проблем в таких сферах, как судебная система, развитие конкурентоспособности, то проблемы тут, безусловно, есть.
Сергей Демиденко, эксперт Института стратегических оценок и анализа
В целом можно сказать, что Саакашвили добился определенных успехов в социально-экономической области. Но все-таки говорить о том, что грузинская экономика сумела добиться серьезных успехов, нельзя. В стране сохраняются старые проблемы, в том числе коррупция. Да и грузинский бизнес не всегда чувствует себя свободно. Здесь можно вспомнить случаи, когда бизнесмены республики облагались данью со стороны властей, а сборы шли в фонды под предлогом взносов на экономическое развитие Грузии. Тем не менее, доля объективности в цифрах Фонда Наследия есть
Ираклий Менагаришвили, директор Центра стратегических исследований Грузии
Измерения, по которым Фонд Наследия судит об экономической свободе в Грузии, верны. Например, вы можете приехать в Грузию, за два часа зарегистрировать фирму, взять необходимые реквизиты и уже через 48 часов начать работу. Более того, а республике один из низких показателей налоговой нагрузки на всем постсоветском пространстве.
Насколько можно доверять этому рейтингу, учитывая тот факт, что в рейтинге политических свобод Грузия значится как «частично свободная»?
Павел Данилин
Я бы не стал доверять такому рейтингу, потому что он слишком политизирован. Достаточно вспомнить хотя бы место России в этом рейтинге - 143-е.
Георгий Хухашвили
Этот рейтинг публикуется на основании тех данных, которые получены Фондом Наследия. В принципе, в этом рейтинге опираются на техническую сторону дела. Поэтому в данном случае понятие «экономическая свобода» не означает независимости судебной системы. Однако подвижки в социально-экономической жизни страны, безусловно, есть. Бюрократия в Грузии действительно сведена к уровню Европы. Так, в нашей стране вы можете общаться с налоговыми инстанциями через Интернет, не стоя в очередях.
Сергей Демиденко
Любым рейтингам полностью доверять нельзя. Вне зависимости от того, кто является их составителем. Подчас «в лужу» садятся аналитические структуры с мировым именем, и практика знает не один такой пример. Более того, стоит помнить, что подобные рейтинги запросто могут подгоняться под желаемый результат.
Ираклий Менагаришвили
Если говорить о параметрах исследования Фонда Наследия, то исследование проведено правильно. Тем не менее, это не означает, что в Грузии нет проблем, связанных и с бизнесом тоже. Для того, чтобы общая экономическая обстановка нормализовалась, предстоит сделать немало.
Каковы реальные перспективы грузинской экономики?
Павел Данилин
Перспективы есть, особенно если Грузия возобновит сотрудничество с Россией. Не стоит забывать о потенциале Грузии и о тех высокотехнологичных производствах, которые когда-то были в республике.
Георгий Хухашвили
Я не вижу особых перспектив. Производственный сектор Грузии не работает. Мы стали страной - потребителем. Это говорит о реальном состоянии экономики. К сожалению, экономика страны не расширяется: не создаются новые рабочие места и нет возможности включить НДС.
Сергей Демиденко
Многое будет зависеть от экономического курса Саакашвили и поддержки из-за рубежа. Сейчас в Грузии нет серьезной промышленности и полезных ископаемых, экономика республики в основном ориентирована на выпуск сельскохозяйственной продукции. Если власти страны сформулируют внятную стратегию переориентации экономики и возьмут под эти цели займы, то о перспективах можно будет говорить. В нынешних условиях зависимости грузинской экономики говорить о серьезных перспективах не приходится.
Ираклий Менагаришвили
Тут много сложностей. Начиная от отсутствия четкого представления о перспективах экономического развития и кончая серьезными проблемами, последовавшими за августом 2008 года. Нахождение российских военных в Абхазии и Южной Осетии и фактическая оккупация не способствуют ведению бизнеса, поскольку это является сдерживающим фактором для ряда показателей по рискам ведения бизнеса. Все это происходит на фоне мирового кризиса, который не мог обойти Грузию стороной. Да, у экономики страны есть сложности, но мы надеемся их преодолеть.